Войти в почту

Корабль "Прогресс" увел МКС от столкновения с космическим мусором

Сегодня орбита Международной космической станции была скорректирована с помощью двигателей грузового корабля "Прогресс МС-22" для уклонения от возможного столкновения с космическим мусором.

Корабль "Прогресс" увел МКС от столкновения с космическим мусором
© Российская Газета

Как сообщили в "Роскосмосе", двигатели космического грузовика, пристыкованного к российскому служебному модулю "Звезда", были включены в 15:42 по московскому времени. Они проработали 376 секунд и выдали импульс величиной 0,7 м/с. После выполнения маневра средняя высота орбиты МКС увеличилась на 1,2 км и составила 418,6 км.

По данным специалистов, за все время полета станции проведены 334 коррекции высоты ее орбиты, в том числе 183 - с помощью двигателей грузовых кораблей "Прогресс".

Между тем, "Роскосмос" фиксирует пробои микрометеороидами на МКС намного чаще, чем на советской станции "Салют-7" сорок лет назад. Это связано с тем, что человечество сильно загрязнило орбитальное пространство. Об этом рассказал руководитель полета российского сегмента МКС, генеральный конструктор по пилотируемым комплексам и системам России Владимир Соловьев.

По его словам, диаметр метеороида, который повредил радиатор пилотируемого корабля "Союз МС-22", составлял около 1-1,5 мм. Это чуть меньше спичечной головки. Но проблема в том, что эти "малявки" летают в космосе с бешеной скоростью - 7,5 км/сек. По словам руководителя полета, в ЦНИИмаш в рамках эксперимента было получено такое же отверстие.

Случаи пробоя микрометеороидом космического корабля или орбитальной станции происходили и ранее. Однако в отличие от "Союза МС-22" они никогда не приводили к таким серьезным последствиям. При этом, отмечают эксперты, пока ни у одной страны в мире нет системы наблюдения, позволяющей отслеживать микрометеороиды таких крошечных размеров.

Тем не менее, по оценке аналитиков, корабли семейства "Союз", эксплуатирующиеся в космосе с 1966 года, даже в этой ситуации доказали свою надежность и живучесть.

"Когда я летал в 1984 году, в сутки мы фиксировали пять-шесть пробоев, сейчас это существенно, на порядки больше", - замечает Владимир Соловьев. По его словам, это вызвано тем, что человечество "со страшной силой" загрязняет околоземное пространство.

Напомним: 15 декабря 2022 года произошла разгерметизация внешнего контура радиатора системы терморегулирования корабля "Союз МС-22". После анализа ситуации госкомиссия приняла решение спустить поврежденный "Союз МС-22" в беспилотном режиме. А его экипаж - космонавтов Сергея Прокопьева, Дмитрия Петелина и астронавта Фрэнка Рубио вернуть на корабле "Союз МС-23" в сентябре.

11 февраля 2023 года аналогичная ситуация произошла с еще одним кораблем - грузовиком "Прогресс МС-21". Изучив фото и видеосъемку места повреждения, в "Роскосмосе" пришли к выводу, что он также был поврежден в результате внешнего воздействия.