Искусственный интеллект может заменить журналистику

«Искусственный интеллект может сделать журналистику лучше, чем когда-либо, или просто заменить ее». Такой прогноз озвучил глава издательского дома Axel Springer, которому принадлежат Bild, Die Welt (заблокирована в РФ), Politico и десятки других заметных изданий, в корпоративной рассылке. Как пишет The Guardian, Матиас Допфнер предупредил сотрудников, что в ближайшее время машины будут «агрегировать информацию» куда лучше людей, «информационную революцию» переживут только те издания, которые будут создавать оригинальный контент, а задачей журналиста останется выявление «истинных мотивов» событий.

Искусственный интеллект может заменить журналистику
© BFM.RU

Немецким коллегам возражает главный редактор и владелец газеты «Московский комсомолец» Павел Гусев:

Павел Гусев главный редактор и владелец газеты «Московский комсомолец» «Axel Springer, к сожалению, покинет эту часть земной суши и с небес будет смотреть, как человеческий ум и разум будут создавать новые гениальные произведения, которые неподвластны искусственному интеллекту. Нет ничего выше Пушкина, Толстого. Ни одна машина или искусственный интеллект никогда не сможет победить творчество, талант. То же самое и с журналистикой. Ведь почему сегодня настоящая журналистика оказывается под таким прицелом? Потому что путают журналистов с блогерами, совершенно убогими людьми, которые писать не умеют, и умственные способности у большинства из них ниже любого искусственного интеллекта. Поэтому я абсолютно уверен, что и настоящая журналистика, и писатели, и режиссеры, и все остальные творческие люди всегда будут на плаву интеллекта и на плаву того разума, который позволяет людям получать удовольствие, думать, мыслить, а не просто считать, что за тебя думает машина. [Утверждения об обратном] — глупость, величайшее заблуждение. От этого, я думаю, скоро все избавятся тем или иным способом».

Пока зарубежные издания не избавляются от заблуждений, а погрязают в них. Издатель британских таблоидов The Daily Mirror и Daily Express объявил о создании рабочей группы, которая займется оценкой «потенциала и ограничений» использования ИИ в журналистике. Американский Buzzfeed уже планирует использовать ChatGPT для создания типовых видов контента.

Своим опытом применения роботов делится главный редактор интернет-газеты «Фонтанка.ру» Александр Горшков:

Александр Горшков главный редактор интернет-газеты «Фонтанка.ру» «Мы тоже пробовали делать с его помощью новости, и у нас даже это получалось. Нравится это кому-то или не нравится, но технологии, прогресс остановить невозможно, поэтому в самом ближайшем будущем искусственный интеллект возьмет на себя часть функций в различных областях, в том числе медиасфере. Бот вполне справляется с написанием небольших новостных заметок справочного характера. Но никакой искусственный интеллект в обозримой перспективе не заменит ручной журналистский труд. Это журналистские расследования, это истории, которые рассказывают журналисты, это эмоции. Поэтому и искусственный интеллект, и журналистика будут существовать вместе, дополняя друг друга. Кстати, редакторская обработка все равно потребуется: я не доверю искусственному интеллекту выпускать новости на сайт, за контент которого я несу ответственность не только перед сотнями тысяч читателей, но и перед законом. Вряд ли бот, искусственный интеллект потом пойдут за меня в суд, оплатят штраф и понесут уголовную ответственность».

За страхами по поводу того, что роботы уничтожат целые профессии, и увещеваниями, что это никогда не произойдет, можно забыть, что нейросеть — это инструмент. Заменили ли станки фабричных рабочих? С одной стороны, безусловно. Раньше условная мануфактура выпускала десять шкафов в день усилиями 100 человек, сегодня Ингвар жмет на кнопку, и конвейер выплевывает 1000. С другой — к началу промышленной революции во всем мире жили около 1 млрд человек, и на производстве едва ли работал даже каждый десятый, а сегодня фабричных рабочих наверняка куда больше, несмотря на всю производительность станков. То есть профессия пережила промышленную революцию. В отличие от компаний, которые решили ее проигнорировать.