Российские астрофизики приблизились к разгадке тайны рождения звезд большой массы

Российские астрофизики приблизились к разгадке тайны рождения звезд большой массы
© Телеканал «Наука»

Международной группе ученых, в составе которой два астрофизика Уральского федерального университета, впервые удалось увидеть структуру аккреционного диска массивной протозвезды G358-MM1. Описание и характеристики структуры астрономы опубликовали в журнале Nature Astronomy.

Фото: Charlie Willmott, Ross Burns

На сегодня доподлинно неизвестно, как рождаются звезды большой массы. Понимание процесса важно, так как массивные звезды играют решающую роль в эволюции галактик. Они как особого рода фабрики производят множество необходимых строительных блоков для жизни Вселенной. Оказывают огромное влияние на окружающую их среду через процессы обратной связи — мощные истечения, звездные ветры, ионизующее излучение, взрывы сверхновых, порождают космические лучи высоких энергий и образование целых скоплений других звезд. Самые массивные звезды после смерти становятся черными дырами.

На сегодня астрономы выяснили, что массивные звезды формируются в центрах вращающихся газо-пылевых дисков, чьи размеры измеряются в сотнях и тысячах астрономических единиц (то есть во много раз больше расстояния, на котором Земля вращается вокруг Солнца). Однако, несмотря на важность таких звезд во Вселенной, как вещество диска питает протозвезду оставалось загадкой на протяжении многих десятилетий.

Фото: Charlie Willmott, Ross Burns
«Нам удалось увидеть и доказать, что диск вокруг массивной протозвезды имеет структуру четырех спиральных рукавов, вдоль которых вещество падает на звезду», — говорит соавтор исследования, ведущий научный сотрудник астрономической обсерватории УрФУ Андрей Соболев.

В целом наблюдения показали, что диск неоднородный, с яркими всплесками. Спиральные рукава помогают донести вещество диска к внутреннему радиусу системы, откуда оно может достичь протозвезды и питать ее. Такие вспышки, связанные с падением вещества на звезду, зарегистрировать крайне сложно. На сегодня достоверно подтверждено только пять вспышек такой природы.

Участие в исследовании приняли астрономы из 21 страны. Для получения изображений, которые опубликованы в журнале, использованы 24 радиотелескопа, распределенных по всей Земле. Эти данные анализировали команды трех центров обработки данных на трех континентах.

Астрономы открыли первую быстрорастущую черную дыру в очень ранней Вселенной