Войти в почту

SpaceX лишила ВСУ возможности использовать Starlink

SpaceX Илона Маска закрыла украинским военным доступ к сервису Starlink. «Мы никогда не хотели, чтобы украинские военные использовали терминалы нашей сети в наступательных целях», — заявила президент Гвинн Шотвелл. Как гражданская система связи превратилась в военную?

SpaceX лишила ВСУ возможности использовать Starlink
© BFM.RU

Нечего и говорить, спутниковая связь Starlink — очень удобная в применении система. SpaceX успела запустить на орбиту более трех тысяч спутников из четырех тысяч запланированных.

Наземный приемник сигнала, или терминал, — это всего лишь спутниковая тарелка с проводами, которая умещается в небольшую коробку. Тарелка связывается со спутником и обеспечивает подключение к интернету. Таких терминалов корпорация поставила на Украину 25 тысяч штук. С началом СВО украинские военные стали использовать спутники для управления беспилотниками, корректировки огня, целеуказания и так далее. Илон Маск метался с решениями по Starlink на Украине — то хотел урезать финансирование, то соглашался работать безвозмездно.

Теперь же президент SpaceX Гвинн Шотвелл заявила: «Мы знаем, что военные используют терминалы для связи, и это нормально. Но мы никогда не хотели, чтобы они использовали их в наступательных целях». Компания доступ ограничила, но из ее заявлений не совсем понятно, что именно она отключила. Мнение военного эксперта, заведующего Центром глобальных исследований и международных отношений Дипакадемии Вадима Козюлина:

Вадим Козюлин военный эксперт, заведующий Центром глобальных исследований и международных отношений Дипакадемии «Они отключили мобильную передачу, то есть это, как правило, стационарные приемники, но, видимо, есть такие мобильные приемники, которые устанавливаются на дроны, либо дрон подхватывает связь с земли. Но, находясь на чужой территории, это сложно, то есть, скорее всего, что это не так работает, не с земли, а именно напрямую со спутниками. Одним словом, видимо, мобильная передача, которую можно было использовать для дронов, отключена. Обычной связи с дроном хватает где-то на ближнем расстоянии, до 100 километров дрон может принимать команды и сигналы и передавать информацию оператору. Дальше нужен либо ретранслятор, либо спутниковый канал связи, который и обеспечивал до этого Илон Маск с его Starlink. То есть это связь, которая позволяла запускать дроны глубоко на территорию России, более 100 километров и до бесконечности, можно сказать, на сколько хватало радиуса действия этого дрона. Я так понимаю, что Илон Маск отказался именно от этой функции».

Здесь важное пояснение. На территории России Starlink официально не работает, несмотря на то, что технически спутники Илона Маска висят над нами тоже и сам сигнал на территорию поступает. В РФ не завозятся терминалы, нет пунктов приема этого сигнала. В теории если такой терминал появится на территории России, он не будет иметь сертификации и сразу станет объектом внимания спецслужб. Однако если на борту украинского дрона установлен передатчик Starlink, он будет поддерживать связь со спутника, пролетая по территории России.

Если допустить, что SpaceX перекрыла для Украины связь через мини-приемники, силам ВСУ придется вернуться к другим системам управления, например через GPS. Если Starlink — двусторонняя интернет-связь, то GPS — односторонняя, определяет положение дрона, просчитывая расстояние до спутников. С этим отключением у ВСУ не исчезнет возможность запускать беспилотники до конкретной цели, но если дрон разведывательный, которым нужно управлять вручную на большом расстоянии, — вот с этим могут возникнуть проблемы, говорит ведущий аналитик АО «НПО «РусБИТех» Александр Голышко:

— Там, где летает дрон, своя система связи с этим дроном, и сигнал переадресуется туда. Он, кстати, тоже может передаваться по интернет-технологиям. Где есть эти терминалы, оттуда можно раздавать дальше интернет любым способом, по любой сети, по любому радиоканалу. Соответственно, действует система радиоэлектронной борьбы, которая, во-первых, глушит этот сигнал, во-вторых, они могут определять, недавно ли были сообщения, что появилось оборудование, которое определяет, где находятся эти терминалы, и против них ведется соответствующее действие.

— Возможно ли такую связь заглушить извне?

— Теоретически все возможно, но мощность этого сигнала будет такая, что будет заглушено, наверное, вообще все везде. Все искусство такой борьбы сводится именно к точечным воздействиям, потому что, если заглушить все везде, ты заглушишь и свою связь, и вообще все что угодно».

Как упоминал Илон Маск, его сеть — единственная система связи ВСУ, которая все еще работала на Украине. Причем Россия, по его словам, пыталась активно глушить сигнал, а SpaceX направляла для защиты сети «огромные ресурсы». Поверить в то, что Киев лишился единственной работающей сети, трудно. Но то, что ВСУ лишились самой удобной системы, — несомненно.