В Нижегородской области возрождают исчезающую породу лошадей — советский тяжеловоз

«Если рассматривать копыто, как механизм, то работаю по специальности, — Даниил Бочкарёв указывает на монитор компьютера, где застыло изображение лошадиной конечности в разрезе. — Малейшая неисправность: царапина, трещина, воспаление, и уже требуется серьёзное лечение или, если проводить аналогию с автомобилем, — ремонт». По профессии, записанной в дипломе, Даниил технолог машиностроения. По призванию — копытных дел мастер. К лошадям прикипел с детства, занимался верховой ездой, завёл своего коня. И не заметил, как увлечение переросло в смысл жизни. Добрые внутри Линия судьбы Даниила Бочкарёва недавно сделала крутой поворот. Сменил работу, место жительства — переехал из Владимира в Перевоз. Начать всё с нуля подтолкнули лошади. В Нижегородской области поднимают с колен конезавод по разведению советских тяжеловозов. Это уникальная порода благородных животных. В стати, конечно, уступают арабским скакунам, но они и не предназначены для верховой езды. Советский тяжеловоз ростом всего-то около 170 сантиметров, а весит — под 900 килограммов. Стоит на крепких ногах — ничего общего с изящными конечностями рысаков. Однако именно они, а ещё мощное тело наделяют лошадь тягловой силой. Советскому тяжеловозу ничего не стоит перевезти 15-тонный груз. В прежние времена в области — тогда она ещё называлась губернией, — поклажу по адресу доставляли на битюгах — лошадиную породу вывели воронежские крестьяне. Но когда в наши края попали мускулистые брабансоны, завезённые из Бельгии, в качестве грузовиков стали использовать их. Однако иностранцам здешние условия пришлись не по вкусу, кони часто болели, наиболее уязвимым местом были копыта и конечности. По причине плохого самочувствия брабансоны отлынивали от работы. Вот и решили смекалистые нижегородские мужики соединить в одной лошади тягловую силу бельгийца и выносливость отечественной менее маститой кобылки. В росте получившиеся животные уступали брабансонам, в работоспособности — нисколько. По сути, новая порода лошадей появилась ещё до революции, но официально её зарегистрировали только в 1952 году. Советские тяжеловозы настоящие богатыри, чувствуется в них мощь и основательность. Но длинная чёлка да волнистая грива придают облику очарования. Сразу понятно: за солидной статью прячется добродушный нрав. И это тот самый случай, когда внешность не обманывает. По классу — элита Нынче советский тяжеловоз относится к числу вымирающих пород. Мировое маточное поголовье насчитывает около 200 лошадей, из них почти четверть — живёт на Перевозском конезаводе. Ещё год назад он стоял на пороге гибели. То, что в конюшнях сохранились обитатели, заслуга людей, работавших там. Они ухаживали за лошадьми на энтузиазме, получая зарплату по большим праздникам. На конезаводе остались самые стойкие, те, кто не смог предать добродушных гигантов, и те, кто сохранил веру в лучшее. Надеялись не напрасно. В Перевозский округ зашёл солидный инвестор. Компания, специализирующаяся на автомобильном бизнесе, решила вложить средства в сельхозпроизводство. Скупила пашню, по большей части брошенную, в нескольких районах области. А в Перевозе наряду с землями приобрела и конезавод. Так в округе обосновалось ООО «Горизонт». «Когда приобрели хозяйство, в конюшнях обитали 80 лошадей, — рассказывает Мария Кислицына. — Сейчас поголовье увеличилось до 89». Прежде Мария Владимировна занималась продажей автомобилей, проводила оценку подержанных машин, обучала сотрудников. А теперь осваивается в новой роли — роли животновода. В Перевозе Мария Кислицына занимает должность заместителя директора по коневодству. «Сельское хозяйство — это такой же бизнес, как автомобили, — рассуждает она. — Есть продукт, который необходимо реализовать. В одном случае машина, в другом — лошадь. Но работать с последней гораздо приятнее». Спрос на обитателей перевозских конюшен есть. Их готовы покупать владельцы табунов. Как правило, животные при таком содержании большую часть жизни проводят под открытым небом. Появление в лошадином семействе советских тяжеловозов делает потомство более крепким, выносливым, да и жеребята рождаются на свет довольно крупными. Заявки на гигантов поступают и из Сибири, там их берут на службу в конную полицию. Но чаще всего советским тяжеловозам находится работа по назначению — доставка грузов. В Северной Европе они забираются в непроходимые дебри, в которые закрыт доступ технике, и вывозят древесину. В фермерских хозяйствах доставляют корма на фермы, семена на поля. «Если сравнивать советского тяжеловоза с небольшим трактором, лошадь превосходит машину по ряду параметров, — считает Мария Владимировна. — При практически равной грузоподъёмности животное экономически выгоднее, его содержание обходится дешевле. Не говоря о душевной составляющей». Однако, несмотря на повышенный спрос на советских тяжеловозов, на их продажу пока наложено табу. «Поставили цель возродить породу», — продолжает разговор заместитель директора «Горизонта». Задача наверняка сойдётся с ответом. Результаты бонитировки — оценки животных по признакам, присущим определённой породе, показали: все жители перевозских конюшен из класса «Элита». А это основное условие для получения хозяйством статуса племзавода. В зачёт наверняка пойдут и достижения местных обитателей. Особенно последнее, самое выдающееся: жеребец Егерь стал абсолютным чемпионом международной выставки «Иппосфера-2022», проходившей летом в Санкт-Петербурге. Звание лучшего конь будет носить в течение года. В 1957 году жеребец-тяжеловоз по имени Форд поставил рекорд, который до сих пор не удалось превзойти никому из его соплеменников. Он прошёл 35 метров, везя за спиной поклажу — целый поезд телег с пассажирами на борту, общей массой 23 тонны. Грузоподъёмность лошадей этой породы сопоставима с трактором Т‑40 АМ, выпускался такой в Советском Союзе. На приём по очереди «Кормов заготовили больше необходимого, — рассказывает Мария Кислицына по пути на конюшни. — Сено, овёс собрали со своих полей. Летом лошади гуляли на пастбищах. Луга обрабатывали от клещей, проводили подкормку, чтобы растения быстрее восстанавливались и были богаче по содержанию питательных веществ. Весной планируем подсеять травы на пастбищах». Дома, в которых живут тяжеловозы, остались теми же, но их основательно подремонтировали. Над конюшней, где провалилась кровля, возвели новую крышу. Внутри помещений побелили стены, привели в порядок денники, утеплили двери. Расширили левады — выгульные площадки для лошадей. Животные и сейчас, несмотря на снег и мороз, большую часть времени проводят на свежем воздухе. Периодически их приглашают пройти в помещение. Не всех, согласно составленной очереди. Лошадей осматривает ветеринар. Кстати, рабочий кабинет доктора тоже привели в порядок, оборудовали всем необходимым. О таких условиях Анастасия Пулина, именно она в ответе за здоровье животных, и мечтать не могла. Она из тех, кто сохранил верность конезаводу несмотря на трудности. А Ольга Зиновьева, зоотехник, из вновь пополнивших коллектив. Она тоже работала на конезаводе, но не в нашей области, во Владимире. «Здесь впервые познакомилась с советскими тяжеловозами, — рассказывает. — Это удивительные животные. Выделить фаворитов не могу, все лошади любимые, пусть и со своим характером, особенностями». С лёгкой руки Ольги в Перевозе оказался и Даниил Бочкарёв. Мир конезаводчиков, тем более ограниченный рамками одного региона, тесен — все друг друга знают. Даниила зоотехник пригласила именно как специалиста по обработке копыт. У советских тяжеловозов, так же как у бельгийских прародителей, это самое слабое место. «Сначала научился обрабатывать копыта своей лошади, — рассказывает Даниил Бочкарёв. — Это целая технология. Освоил её в мелочах, дело пришлось по душе». Для обработки копыт приобрели полный комплект необходимого оборудования. Удовольствие не из дешёвых, но это тот самый случай, когда экономия может выйти боком. Лошади массивные, малейшее повреждение конечности, мягко говоря, вызывает дискомфорт. «Провожу осмотр раз в месяц, — продолжает разговор специалист. — Корректирую дефекты, обрабатываю копыта, при необходимости кладу лекарство. Лошади уже спокойно переносят процедуру, но молодых ещё приходится приучать. Самое главное — не проспать проблему, тогда и серьёзного лечения не потребуется». Все задачи, поставленные за 2022‑й, выполнены. В планах на 2023‑й первым пунктом стоит получение здорового потомства. Шутка ли: вот-вот ожидается появление на свет 24 жеребят. Малыши у тяжеловозов быстро становится тяжеловесами: уже через полгода набирают под 500 килограммов. Вторым пунктом значится развитие агротуризма. Незлобливые гиганты весьма общительны, редкий человек, наблюдающий за этими основательными животными с умильной чёлкой, падающей на глаза, останется равнодушным. Дело за малым: открыть конезавод для посетителей. Юлия Миндалёва

В Нижегородской области возрождают исчезающую породу лошадей — советский тяжеловоз
© Нижегородская правда