Астрономы выяснили, где могут скрываться зарождающиеся газовые гиганты

Протозвездные диски – это скопления газа и пыли, которые вращаются вокруг новорожденных звезд. Земля и другие планеты Солнечной системы были рождены из такого диска.<br>Сатоши Охаси из Лаборатории формирования звезд и планет RIKEN и его коллеги изучили протозвездный диск в одной из ближайших к Земле областей звездообразования.<br>Используя данные «Атакамской большой антенной решётки миллиметрового диапазона» (ALMA) в Чили и «Очень большой антенной решетки» (VLA) в Нью-Мексико, они обнаружили, что диск в 80-100 раз шире, чем расстояние от Солнца до Земли.<br>Диск нестабилен и коллапсирует в области примерно в 20 астрономических единицах от своей молодой звезды. VLA ранее идентифицировала несколько скоплений вещества в той же области, и их формирование может быть вызвано этой гравитационной нестабильностью.<br>«Эти скопления могут быть предшественниками газовых планет-гигантов, поскольку они массивны и плотны», – говорит Охаши. Если эта идентификация верна, это означало бы, что формирование планет в протозвездных дисках может начаться очень рано.<br>Исследователи также измерили температуру пыли в разных частях диска. Диск нагревается излучением звезды, поэтому температура пыли должна постепенно снижаться на больших расстояниях от звезды.<br>Пыль вблизи звезды может достигать температуры -193 градусов по Цельсию. Но на дальней стороне скоплений температура пыли ниже. Это говорит о том, что скопления блокируют излучение звезды, охлаждая любую пыль в своей тени. В самых отдаленных частях диска температура пыли падает примерно до -263 градусов по Цельсию — она всего на 10 градусов выше абсолютного нуля.<br>По словам Охаши, эта затененная, холодная среда может повлиять на химический состав планет, которые формируются во внешних областях диска.<br>Это открытие может помочь астрофизикам понять происхождение ледяных планет, таких как Уран и Нептун, которые вращаются вокруг Солнца. «Предполагается, что в прошлом наша Солнечная система также образовала затененную область», – говорит Охаши.<br>Исследование было опубликовано в журнале Astrophysical Journal.

Астрономы выяснили, где могут скрываться зарождающиеся газовые гиганты