Геологи объяснили, откуда взялись слишком молодые вулканические породы на Луне

Китайские ученые проанализировали образцы пород, которые доставили на Землю миссии Apollon и «Чанъэ-5». Они обнаружили, что легкоплавкие породы в лунной мантии могли стать причиной позднего вулканизма. Исследование опубликовано в журнале Science Advances.Сейчас на Луне не происходят извержения — ее недра застыли. Однако так было не всегда. В прошлом веке миссии Apollon и Луна привезли лунные вулканические образцы, которым свыше 3 миллиардов лет. Это заставило ученых предположить, что с тех пор Луна была геологически мертва. Однако в 2020 году миссия «Чанъэ-5» доставила на Землю образцы лунного грунта, в которых присутствовали вулканические породы возрастом 2,03 миллиарда лет. Загадка в том, что такие породы не должны были существовать. Тепло, подпитывающее вулканическую активность на Луне, должно было исчезнуть задолго до этих извержений.Разгадывать эту загадку принялись ученые из Института геологии и геофизики Китайской академии наук. Исследователи сравнили 27 базальтов от миссии «Чанъэ-5» с базальтами от миссии Apollon. Они обнаружили, что в магме миссии «Чанъэ-5» содержание оксида кальция и диоксида титана выше, чем в более старых магмах Apollon. Благодаря этим соединениям породы легче плавятся. Это означает, что они могли расплавиться при меньшей температуре, чем считалось ранее, и превратиться в вулканические породы.Ученые также смоделировали, как должны плавиться и кристаллизоваться фрагменты базальтовых пород из образцов, которые добыла миссия «Чанъэ-5». Затем они сравнили эти данные с аналогичными опытами, проведенными на материалах миссии Apollon.«Мы обнаружили, что магма "Чанъэ-5" образовалась на такой же глубине, но на 80 °C холоднее, чем более старые магмы Apollon. Это означает, что лунная мантия пережила устойчивое медленное охлаждение на 80 °C примерно с 3 миллиардов лет до 2 миллиардов лет назад», — рассказал Су Бинь, один из авторов исследования.Проделанная работа может помочь планетологам лучше понять тепловую и магматическую эволюцию Луны.Автор: Мария ДенисенкоПодписывайтесь на InScience.News в социальных сетях: ВКонтакте, Telegram.

Геологи объяснили, откуда взялись слишком молодые вулканические породы на Луне