Войти в почту

Кому принадлежит рынок электрозаправок Татарстана

"Сетевая компания", UD Group или резидент Иннополиса?

Кому принадлежит рынок электрозаправок Татарстана
© Реальное время

В Татарстане формируется новый технологичный рынок — зарядных станций для электромобилей. Интерес к нему со стороны инвесторов возрос после принятия республикой программы развития зарядной инфраструктуры. Стимулируют его и федеральные субсидии, которые выделяются на установку отечественных зарядных станций. Кто в республике сделал ставку на "зеленые технологии" — в обзоре аналитической службы "Реального времени".

К 2024 году в Татарстане появится сеть из не менее чем 183 электрических зарядных станций (ЭЗС), следует из программы развития зарядной инфраструктуры на 2022—2024 годы. 95 новых ЭЗС введут уже в этом году благодаря федеральному финансированию: республика стала одним из восьми пилотных регионов, получивших субсидию на развитие инфраструктуры зарядных станций. компенсирует региональному оператору ЭЗС 60% инвестиций на установку отечественной станции и 30% на техприсоединение.

По данным краудсорсинговой платформы 2charges, объединяющей владельцев электрокаров России, сегодня в Татарстане уже работают 88 ЭЗС, а количество электрокаров, по оценкам экспертов, уже приближается к тысяче.

Татарстан отстает от и Питера

В России — 4 364 станций, в том числе 3 679 медленных и 688 быстрых. Среднее время зарядной сессии на медленных коннекторах составляет 1,36 часа, а на быстрых коннекторах — 54,3 минуты.

Самая развития инфраструктура электрозарядок развернута в Москве и . По количеству медленных зарядных станций среди регионов, по данным 2charges, лидируют Московская область, Москва и Краснодарский край.

Топ-городов России по количеству медленных ЭЗС

Данные 2charges

Быстрых зарядок больше всего в Москве, Краснодарском и Приморском краях.

Топ городов России по количеству быстрых ЭЗС

Данные 2charges

Зеленодольский район — колыбель производителей зарядок

Производством зарядных станций для электромобилей в Татарстане занимаются две компании под брендами Non-stop Power (NSP) и E-PROM.

NSP производит зарядные станции на базе ООО "Зеленодольский электротехнический завод" (ЗЭТЗ), основным владельцем которого является ООО "УК "Энергоразвитие", подконтрольное . Цена медленной зарядной станции в NSP начинается от 60 тысяч рублей. Цена быстрой варьируется от 1,3 до 3,3 млн рублей. ЗЭТЗ уже установила в Татарстане более 35 быстрых зарядных станций мощностью от 60 до 180 кВт и более 20 быстрых станций мощностью от 60 до 100 кВт по всей России, рассказал директор ЗЭТЗ Наиль Галимов. Выручка ЗЭТЗ в 2021 году, по данным "СПАРК-Интерфакс", составила 894,9 млн рублей, чистая прибыль — 26,05 млн рублей.

Второй производитель — ООО "Промэнерго", принадлежащее Фаннуру Нидиатову, делает зарядные станции E-PROM на ТОСЭР "Зеленодольск". Мощность производства составляет 180 штук быстрых зарядных станций в год и 1200 медленных зарядных станций в год. На сегодняшний день, как сообщил генеральный директор компании , "Промэнерго" произвело более 50 ЭЗС. По данным "СПАРК-Интерфакс", выручка компании в 2021 году составила 1,06 млрд рублей, чистая прибыль 143,9 млн рублей.

Помимо татарстанских производителей станции с высокой степенью локализации в России производят еще пять производителей: ООО "Парус электро" (Москва), , бренд "Фора" (, (КРЭТ) ), ООО "Юпитер", бренд "Яблочков" (), ООО "ЗНГА Анодъ" (, дочернее предприятие завода ПСС) и НПП "Энергия" (Москва).

Конкуренция на рынке набирает обороты

Одним из первых в 2017 году на татарстанский рынок вышла компания Electrifly — резидент особой экономической зоны "Иннополис". У компании нет собственных зарядных станций, она работает как провайдер, предоставляя владельцам зарядок программное обеспечение по монетизации их инфраструктуры. В управлении у ООО "Электрифлай" сегодня около 300 станций по всей России, из них порядка 20 — в .

Крупнейший игрок этого рынка — "Сетевая компания". До конца года она развернет сеть из 95 электрозарядных станций по всему Татарстану в рамках федеральной программы развития зарядной инфраструктуры. Первые две станции уже появились в и по одной — в Нурлате и . 46 ЭЗС появятся в Казани, по 10 — в и Нижнекамске, 16 — в Набережных Челнах и по 10 — вдоль автодорог федерального и регионального значения. Инвестиции в проект оцениваются в 300 млн рубелей. Стоимость зарядки электромобиля на новых станциях может составить до 15 рублей за кВт час.

Интерес к рынку проявляет и девелопер UD Group, который развивает собственную сеть электрозарядных станций Greengy. Сегодня сеть насчитывает четыре ЭЗС — на парковке ТЦ Kazan Mall, ТЦ "Горки Парк", в ЖК "Царево-Village" и на парковке "Ритейл-парка UDACHA". Работают ЭЗС Greengy на базе ПО, разработанного питерской компанией Touch. В планах у UD Group разместить ЭЗС в 40 локациях в Татарстане, в первую очередь на общественных парковках города, включая торговые и бизнес-центры, а в ближайшие 10 лет разместить не менее 300 ЭЗС по всей России.

Собственные быстрые ЭЗС есть и у (около 15 штук). Но для нефтяной компании это скорее имиджевое направление: зарядить электрокар на "Татнефти" можно совершенно бесплатно. Еще семь станций в Казани установил федеральный оператор Punkt-E, присутствующий сегодня в 11 регионах России и управляющий сетью из 86 ЭЗС.

Также в Казани есть станции питерских операторов зарядных станций Touch (управляет большой сетью из 350 ЭЗС в РФ) и Portal Energy (57 ЭЗС в стране). Зарядить электрокар сегодня можно и через мобильные приложения татарстанских производителей зарядок — NSP и E-PROM.

"Это новый сложный рынок, с новыми технологиями и бизнес-процессами"