В Каповой пещере найдена тропа доисторического художника
Студенты и ученые исторического факультета МГУ обнаружили в Каповой пещере (Башкирия) красочный путь художника, творившего примерно 17-19 тысяч лет назад.
Тропа, по которой он двигался, проходит в самом большом зале пещеры с палеолитическими рисунками — зале Хаоса. Путь художника прослеживается практически через весь зал — от места недалеко от панно «Лошади и знаки» с рисунком верблюда, где ранее был обнаружен клад с порошком для приготовления краски, до торцевой стены, на которой изображена знаменитая фигура зооантропоморфа — фантастического существа, сочетающего в себе черты человека и животного.
Восстановить маршрут художника Ледникового периода удалось благодаря небольшим каплям, мазкам и пятнам некогда жидкой красной краски, которые тот оставил. Все выплески и капли тщательно зафиксированы, что позволило проследить непрерывный путь доисторического художника. По всей видимости, он двигался по пещере не в одиночестве. Кроме частиц пролитой краски, были найдены крупинки порошка для ее приготовления, еще не разведенного водой, а также камни, целенаправленно окрашенные красным — вероятно, следы символических действий, сопровождавших продвижение художника по пещере.
«В этом году в ходе работы экспедиции, которая еще продолжается, удалось увеличить количество следов художественных и изобразительных практик в Каповой пещере примерно на 20%, что является значительным достижением в нашем понимании деятельности человека в подземных святилищах палеолитического времени», — рассказал руководитель Южно-Уральской археологической экспедиции МГУ, доктор исторических наук Владислав Житенев.
В Каповой пещере известно несколько тайников: перевернутых окрашенных камней, скоплений краски, иногда заложенных сверху крупными глыбами, чтобы сделать их незаметными для посторонних. Открытие 2022 года впервые позволяет связать подобные скопления краски с настенными изображениями.
«Обнаружить и зафиксировать маршруты передвижения палеолитических людей в пещерах — большая, даже огромная редкость в практике археологов. Подобные «тропинки» известны в очень небольшом числе пещер с палеолитическими настенными изображениями во Франции и Испании. Теперь одной из основных задач становится сохранение этих редчайших свидетельств поведения доисторического человека в подземном святилище», — поделился своими размышлениями Владислав Житенев.
В ходе работ также были найдены ранее неизвестные следы художественных практик на стенах пещеры. Особенными их делает цвет изображений — черный и коричневато-бурый, тогда как подавляющее большинство известных сейчас настенных рисунков в Каповой пещере выполнены краской краской.
Большая часть изображений в Каповой пещере — неидентифицируемые пятна красного пигмента, являющиеся частично размытыми фигурами, частично остатками стертых рисунков, частично следами палеолитической изобразительной деятельности неясного происхождения. Они сочетаются с изображениями геометрических знаков, а также лошадей, мамонтов, шерстистых носорогов и бизона, выполненных в стиле палеолитического реализма.