Дойти до «материка»: как ведут археологические раскопки рядом с булочной Филиппова
Лето в столице — сезон археологических находок. Специалисты находят древние артефакты, которые рассказывают современному человеку о жизни и быте горожан: от предметов интерьера до личных вещей.
«Раскопки, начавшиеся в марте 2022 года на Тверской улице, уже подарили городу более 20 тысяч предметов и около 350 индивидуальных находок. Обнаруженный материал и письменные источники позволяют приблизительно датировать культурные слои на этой территории XVII-XX веками. Большая часть находок относится к промежутку с 20-х годов XVIII века до середины XIX века», — рассказал глава столичного Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.
В Москве в XIX веке на этом месте работала знаменитая булочная Д.И. Филиппова, а еще раньше стояли дома зажиточных горожан. Как в центре столицы ищут артефакты прошлого и почему археологам важно дойти до «материка» — в материале mos.ru.
Раскопки на Тверской
Сегодня здание на Тверской улице, в котором располагалась известная булочная, находится на реставрации. Специалисты перенесли в мастерскую все сохранившиеся декоративные элементы интерьеров и занимаются их восстановлением. Позже они вернутся на свое законное место в историческое убранство дома. В планах также обновить все коммуникации и перекрытия, которые со временем пришли в негодность.
А во дворе булочной развернули настоящие раскопки. По закону в центре Москвы во время любых земляных работ всегда проводят археологические исследования. В начале специалисты определили места, где есть следы жизнедеятельности человека. На тех участках, где проходили коммуникации или были старые подвалы, нет культурного слоя, поэтому и искать артефакты не имеет смысла.
«На местах, где были общественные постройки, всегда будет больше находок, например керамики или монет, а на месте частного домика — меньше. Все зависит от плотности населения участка. Здесь уже найдена интересная вещь — лошадка с птичкой из белой глины, относящаяся к концу XVI — XVII векам. Такие двойные игрушки достаточно редкие», — рассказывает Алексей Денисов, заместитель директора по археологии археологической реставрационной компании «Техстройпроект».
Снимать культурный слой
На участке запланировано семь раскопов, три уже исследованы, активные работы ведутся еще на трех, и в скором времени будет заложен последний, седьмой раскоп. В ямах археологи заняты каждый своим делом: один орудует небольшой лопаткой и аккуратно счищает землю, второй выносит ее ведрами из ямы, третий расчищает обнаруженные камни кистью, четвертый исследует раскоп металлоискателем, пятый обмывает найденные осколки керамики.
Задача в каждом раскопе — дойти до «материка». Так специалисты называют почву под культурным слоем, где уже нет следов жизни людей.
«Сейчас идет более тонкая работа с помощью совков и кистей, но наш основной инструмент — это лопата. С ее помощью раскрываются раскопы, обычно идем с шагом по 20 сантиметров вглубь. Средняя глубина культурного слоя для центра Москвы — шесть-семь метров, но здесь фактически самая глубокая точка находится на уровне пяти метров», — объясняет археолог Станислав Струков.
Каждый из раскопов разбит на квадраты специальными колышками. Это позволяет ориентироваться и структурировать работу, вести отчетность по находкам. За фиксацию найденных предметов отвечает чертежница Серафима Позднякова. Она ходит от ямы к яме с большим планшетом.
«Я фиксирую все слои и состав почв, кладки, камни и находки: где обнаружены, на какой глубине и в каком слое. Для чертежа измеряются даже камни. Потом эти данные оцифровываются, прилагаются к отчетам и изучаются», — говорит Серафима Позднякова.
Где хранили одеколоны и эликсиры: археологи подготовили к передаче в музеи коллекцию аптечных склянок XIX векаУкрашения, рукоделие и флаконы от духов: какие предметы женского быта реставрируют столичные археологи
История для новых поколений
Раскопки на площадке продлятся до конца лета, но археологам уже удалось обнаружить много интересных артефактов. Это фрагменты печных изразцов XVI-XVIII веков, украшенные росписями и изображениями людей, и коллекция монет (например, медная «чешуйка» предположительно XIV-XVI веков и пятак XVIII века времен Елизаветы Петровны). Еще из интересного — аптечные флаконы XIX века. Один из сосудов был закупорен, поэтому в нем даже сохранилась жидкость. Специалистам еще предстоит узнать ее состав.
Целая группа находок связана с булочной Филиппова и гостиницей, которая работала над ней. Среди них фарфоровое блюдце XIX века с клеймом завода братьев Корниловых, одного из самых успешных в свое время в России, чайная ложка из цветного металла с гравировкой в виде цветочного орнамента и надписью «Д. Филипповъ» и фарфоровая мыльница, изготовленная в Западной Европе.
«Мы получаем важные данные о повседневной жизни Москвы, которые никто никогда не описывал. Например, мы сейчас не описываем кусок мыла, которым пользуемся каждый день. Нам он кажется совершенно обычной вещью. А может, следующие поколения уже не будут знать, как выглядел кусок мыла, будут какие-то другие моющие средства», — отмечает Леонид Кондрашев, первый заместитель руководителя Департамента культурного наследия города Москвы, главный археолог города.
После расчистки и обследования артефакты передадут в Музей Москвы.
После археологических исследований продолжатся работы в самой булочной Филиппова. Это здание москвичи и гости города смогут увидеть во всей красе уже в 2024 году.