НАСА купило еще пять кораблей Crew Dragon, чтобы обеспечить работу МКС до 2030 года
15 ноября 2020 года НАСА и SpaceX вошли в историю США, когда космический корабль с экипажем - Crew Dragon Resilience - стартовал с американской территории и доставил четырех астронавтов на Международную космическую станцию (МКС). Эта миссия (получившая обозначение Crew-1) стала кульминационным достижением программы НАСА "Коммерческий экипаж" и фактически восстановила внутренние возможности запуска в США впервые после вывода из эксплуатации корабля Space Shuttle в 2011 году. По состоянию на апрель, ракеты-носители и космические аппараты компании SpaceX были использованы для первого частного полета Axiom Mission-1 и четвертого полета в рамках той же программы (Crew-4).<br>Основываясь на этом успехе, НАСА недавно подало уведомление о намерении (NOI) приобрести еще пять космических кораблей Crew Dragon. Это решение в значительной степени основано на задержках, с которыми столкнулась компания Boeing - другой коммерческий партнер НАСА по программе коммерческого экипажа - и на разработке ее космического корабля CST-100 Starliner. Но, возможно, самым важным моментом в этом документе является то, что он подтверждает обязательства НАСА по обеспечению МКС до 2030 года. После недавнего выхода России из программы МКС будущее станции стало несколько неопределенным.<br>NOI был подан 1 июня 2022 года в 21:09 МСК от имени Космического центра Кеннеди НАСА. Согласно уведомлению, НАСА закупит пять дополнительных транспортных систем CTS в рамках контракта Commercial Crew Transportation Capabilities (CCtCap), который оно подписало со SpaceX. Цель этой закупки, говорится в сообщении, заключается в том, чтобы НАСА могло поддерживать ротацию экипажей на борту МКС и продолжать выполнять свои обязательства перед международными партнерами, что соответствует Закону о полномочиях НАСА от 2015 года. В нем говорится следующее:<br>"Политика Соединенных Штатов заключается в поддержании непрерывного потенциала для пилотируемых космических полетов и операций на низкой околоземной орбите и за ее пределами в качестве важнейшего инструмента национальной безопасности и возможности обеспечения постоянного участия и восстановления лидерства Соединенных Штатов в исследовании и использовании космоса...".<br>"Передача пяти дополнительных кораблей компании SpaceX обеспечит резервные и запасные возможности до 2030 года, что важно по следующим причинам: (1) обязательство по обеспечению непрерывного полета для безопасной эксплуатации МКС; (2) возможность аномалий или аварий; (3) возможность непредвиденных внешних факторов; и (4) риски, связанные с разработкой безопасного и надежного CTS".<br>Решение НАСА о продлении обязательств по эксплуатации МКС до 2030 года было официально объявлено в декабре 2021 года. Однако судьба МКС стала предметом беспокойства в феврале этого года после того, как Россия начала проведение специальной военной операции на Украине. В ответ США, ЕС и другие страны-партнеры МКС ввели санкции против России и приостановили сотрудничество с ее Федеральным космическим агентством (Роскосмос).<br>Согласно уведомлению, решение НАСА также было мотивировано опасениями относительно разработки транспортных средств CTS обеими компаниями, заключившими контракты в рамках коммерческих экипажей - Boeing и SpaceX. В то время как SpaceX удалось провести успешное испытание с МКС без экипажа (Demo-1) и с экипажем (Demo-2) в период с марта 2019 года по май 2020 года, Starliner компании Boeing не смог достичь МКС из-за технической ошибки. 20 мая 2022 года "Старлайнер" все же успешно стартовал и совершил стыковку с МКС (и с тех пор уже вернулся обратно).<br>Однако на данный момент у НАСА нет полной уверенности в том, что Boeing сможет подтвердить работоспособность Starliner и выполнить свои обязательства в рамках контракта в ближайшем будущем. Эти задержки подчеркивают необходимость в резервных космических кораблях для обеспечения бесперебойной отправки на МКС сменных экипажей.