Войти в почту

Кунсткамера открыла новую экспозицию "Башня знаний" к 350-летию со дня рождения Петра I

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 9 июня. /ТАСС/. Музей антропологии и этнографии Российской академии наук открыл новую постоянную экспозицию "Башня знаний" в день 350-летия со дня рождения своего основателя Петра Великого. Она разместилась на первых двух этажах башни исторического здания на Университетской набережной.

"Это [экспозиция] "Петровская Кунсткамера", второе название - "Башня знаний". Она выполнена в башне, которая была главным элементом в петровской Кунсткамере. По облику, силуэту - это как флагманский корабль, возвышающийся над берегами Невы. Эта башня, которая до недавнего времени была пустой - по экспозиции, сегодня наполнена содержанием", - рассказал на пресс-конференции в преддверии открытия директор музея Андрей Головнев. Он напомнил, что Петр I создавал Кунсткамеру как музей-энциклопедию, в котором соединены начала всех наук - от астрономии до анатомии. "Вот, собственно, кредо нашей выставки: Петровская Кунсткамера как [Петр] замышлял ее: как мозг, как сердце, как импульс самопознания. На первом этаже - "театр мира", на втором - путешествия и кругосветные экспедиции", - отметил глава музея.

На первом этаже представлены экспонаты из ранних коллекций Кунсткамеры, а основными героями экспозиции выступают выдающиеся деятели зарождавшейся в XVIII веке российской науки. "Самыми главными людьми у нас в этом воссозданном пространстве духа Петра оказались три персоны: конечно, он сам - у нас есть кабинет Петра; конечно, Иоганн Шумахер <…> - в его руках и на его плечах эта Кунсткамера росла, он надсмотритель, обербиблиотекарь, секретарь Академии наук", - отметил Головнев. Третий "портал" ведет в Амстердам, к наставнику Петра Фредерику Рюйшу. "Петр называл его своим учителем, а Рюйш именно Петру продал свою изумительную чудо-коллекцию, которая до сих пор хранится в Кунсткамере", - добавил директор музея.

Подлинные экспонаты и современные технологии

В экспозиции подлинные экспонаты дополняются элементами современного дизайна. Ее создатели, по словам главы музея, "условно восстановили анатомический театр" в мультимедийном формате - на экране, расположенном перед рядами мест для зрителей на первом этаже. В галерее второго этажа башни разместились многочисленные предметы из коллекций, собранных во время первых академических экспедиций и первых российских кругосветных путешествий. В их числе - археологические артефакты из Сибири, подаренные Петру I уральскими заводчиками Демидовыми и сибирским губернатором, князем Матвеем Гагариным.

Среди других экспонатов, поступивших в Кунсткамеру в XVIII веке, - ядро, присланное Петром Первым из Персидского похода; реплика гипсовой посмертной маски Петра Первого и посмертная гипсовая маска шведского короля Карла XII со следом от пули, от которой он погиб. В "Башне знаний" можно увидеть и предметы из коллекций музея по традиционной культуре и быту Китая - к примеру, сделанная в начале XVIII века перламутровая ложка. Она была доставлена в Кунсткамеру во второй четверти XVIII века в составе коллекции Якова Брюса, одного из ближайших сподвижников Петра Первого.

Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН является одним из крупнейших и старейших этнографических музеев мира. Он является преемником первого российского публичного музея - Петровской Кунсткамеры, основанной Петром I в 1714 году. Сегодня МАЭ РАН - это не только академический музей, но и один из ведущих исследовательских центров Российской академии наук, где продолжаются традиции выдающихся русских этнографов и антропологов XVIII-XX вв. Музей включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.