Иран готов обеспечить российский рынок автозапчастями по бартеру. Будет ли удовлетворен спрос?

Иран будет поставлять в Россию газовые турбины и автозапчасти. О планах заявили в министерстве торговли страны, пишет РБК. Государства уже договорились о бартере по некоторым категориям товаров, в частности речь идет о российской стали. Вице-премьер Александр Новак передал иранской стороне список товаров, которые необходимы России. Речь идет об автомобильной, судостроительной, фармацевтической и других отраслях. Может ли Иран закрыть потребности России в этих областях?

Иран готов обеспечить российский рынок автозапчастями по бартеру. Будет ли удовлетворен спрос?
© BFM.RU

После ухода с рынка Siemens России требуется поставщик газовых турбин большой мощности. Их планировал производить «Ростех», но пока реализовать планы не удалось. А Иран такие турбины действительно производит, указывает гендиректор группы компаний «РусИранЭкспо» Александр Шаров:

Александр Шаров гендиректор группы компаний «РусИранЭкспо» «Это, казалось бы, фантастика, что Иран делает газовые турбины, но на самом деле он их делает. Делает с нуля, и по лопаткам для газовых турбин мы даже как-то прорабатывали поставки и в Россию. Газовые турбины технологии Siemens должны были поставить в Крым — две штуки. Был запасной вариант: если не договорятся с Siemens, поставят из Ирана. Иранцы тогда боялись санкций. Турбины нужны на 100-120 МВт, и не по китайским ценам, потому что китайцы подняли цены на свои комплектующие — аналоги Siemens — в несколько раз. Я думаю, что в ближайшие три-четыре года текущие и горящие потребности в этом типоразмере Иран сможет закрыть».

Кроме того, требуются автозапчасти. Крупные автомобильные компании из России ушли, часть деталей не поставляются вовсе, сроки их поставок пока туманны даже с учетом параллельного импорта.

В Иране развитая автопромышленность. К примеру, в 2021 году страна выпустила почти миллион автомобилей. В том числе там производят авто таких брендов, как Peugeot, Citroen, Renault, Volkswagen, BMW, Mercedes-Benz, Nissan, Toyota и многие другие. Причем многие марки собираются с высоким уровнем локализации, а значит, выпускаются не только аналоги, но и оригинальные комплектующие.

У Ирана действительно есть возможность поставить в Россию большое количество требуемых запчастей, считает гендиректор Vector Market Research Дмитрий Чумаков:

Дмитрий Чумаков гендиректор Vector Market Research «По определенным сегментам автомобилей, я думаю, поставками из Ирана вполне можно будет удовлетворить потребности российского рынка. Это может касаться как поставок для обслуживания автомобилей, так и для производства новых автомобилей. Что касается текущей ситуации, в целом ситуация с поставками запасных частей в России налаживается, достаточно неплохо начинает работать история с параллельным импортом. И постепенно дилеры начинают получать разнообразные решения, которые им дают возможность получить то, что необходимо для качественного обслуживания автолюбителей. А что касается текущей доли, мне кажется, в предшествующие годы доля была сравнительно небольшой, это было связано с тем, что было более чем достаточно запасных частей от других стран».

Эксперты говорят, что цена на иранские детали вполне может быть на 30-50% дешевле европейских при очень приличном качестве. В стране существует более тысячи компаний, которые давно и успешно экспортируют комплектующие в разные страны мира.

К слову, именно детали Иран планирует поставлять нам по бартеру — в обмен на российскую сталь. Она им нужна в первую очередь для кузовов автомобилей. Но это единственная сфера, в которой будет такая схема поставок, все остальное будет продаваться и покупаться за рубли и риалы.

Могут ли мировые производители автомобилей запретить поставлять запчасти в Россию из Ирана из-за санкций? Говорит партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто:

Игорь Моржаретто партнер аналитического агентства «Автостат» «Производители не возражают и даже приветствуют, если дилер находит иного поставщика и обслуживает с помощью вот этих неоригинальных узлов. Ну если их действительно нет? А тут есть выход. Поэтому не важно, турецкая, иранская или китайская она, главное, чтобы качество было нормальное».

Что касается поставок в других заявленных отраслях, эксперты считают, что по судостроению Исламская Республика России вряд ли поможет, а вот иранские лекарства уже сейчас идут к нам по линии Pfizer и Sanofi. Также в этой стране делают медоборудование, в том числе и сложное, к примеру аппараты для нейрохирургии. А в области роботизированной хирургии Иран является одним из мировых лидеров.