НАСА приостанавливает выходы в открытый космос на МКС для расследования утечки воды

НАСА продолжает расследование утечки воды в шлем скафандра во время выхода в открытый космос в начале этого года и воздерживается от будущих выходов в открытый космос, пока инженеры не устранят проблему.<br>Утечка произошла во время последнего выхода в открытый космос с американского сегмента станции 23 марта с участием астронавта НАСА Раджи Чари и астронавта Европейского космического агентства Маттиаса Маурера. В конце почти семичасового выхода в открытый космос Маурер сообщил, что на его визоре скопилась вода, хотя тонкий слой воды, около 20-25 сантиметров в диаметре, не представлял для него непосредственной угрозы.<br>С момента инцидента НАСА предоставило мало обновленной информации об утечке воды. Однако 12 мая на заседании Консультативной группы НАСА по аэрокосмической безопасности (ASAP) Сьюзан Хелмс, бывший астронавт НАСА, входящая в состав группы, заявила, что в настоящее время агентство "не хочет" проводить выходы в открытый космос, или EVA, из-за продолжающегося расследования.<br>"НАСА обдумывает меры риска для этих костюмов, которые стареют, EMU в настоящее время не предназначен для запланированных выходов в открытый космос, пока не будет проведено расследование", - сказала она. EMU, или Extravehicular Mobility Unit, - это скафандр, используемый НАСА для выходов в открытый космос на МКС.<br>На брифинге 17 мая, посвященном предстоящим летным испытаниям Boeing CST-100 без экипажа, Дана Вайгель, заместитель руководителя программы МКС НАСА, подтвердила, что НАСА пока воздерживается от плановых выходов в открытый космос. Расследование не выявило признаков загрязнения воды в скафандре, которые могли бы быть связаны с утечкой из шлема.<br>По ее словам, сам скафандр не может быть детально осмотрен до возвращения на Землю. НАСА планирует вернуть скафандр во время следующего полета грузового корабля SpaceX Dragon, который стартует к станции в начале июня.<br>"С точки зрения безопасности, пока мы лучше не поймем, какие причинные факторы могли быть во время последнего выхода в открытый космос с нашим костюмом EMU, мы не будем проводить новые выходы", - сказала она. "Мы не будем проводить плановые выходы, пока у нас не будет возможности действительно рассмотреть и исключить основные виды отказов системы". Это будет сделано в процессе проверки, которую она сравнила с проверкой готовности к полету.<br>Вайгель сказала, что НАСА будет рассматривать "непредвиденные" выходы в открытый космос, сопоставляя риск, связанный с выходом в открытый космос, с риском, связанным с компонентом станции, для ремонта или замены которого требуется выход в открытый космос. "Мы должны будем рассмотреть соотношение риска и опасности", - сказала она, что будет включать в себя статус расследования и любые меры по устранению проблемы.<br>По ее словам, миссия "Crew-4" доставила несколько прокладок, предназначенных для размещения внутри шлема для поглощения воды. Еще 16 прокладок будут доставлены в рамках миссии Starliner.<br>Оценка "нет" для обычных выходов в открытый космос имеет незначительное практическое влияние на работу МКС, поскольку до конца этого года не планировалось никаких выходов в открытый космос для установки второго комплекта новых солнечных батарей. Вайгель не сказал, сколько времени займет расследование.<br>Инцидент в марте был не столь серьезным, как в 2013 году, когда вода просочилась в шлем астронавта ЕКА, Луки Пармитано, вскоре после начала его выхода в открытый космос. Он смог благополучно вернуться в шлюз, но только после того, как в шлем просочилось около полутора литров воды, что затруднило его дыхание.<br>Утечки воды были периодической проблемой для скафандров в течение многих лет. "По-прежнему остаются проблемы с обнаружением воды в шлемах скафандров после завершения выхода в открытый космос", - сказал Хелмс на заседании ASAP. Помимо добавления прокладок, по ее словам, инженеры изучают "общий уровень влажности шлема", нормальный для скафандра.<br>Утечка воды, по ее мнению, является свидетельством того, что срок службы костюмов, прослуживших десятилетия, подходит к концу. Замена скафандров уже давно является предметом озабоченности ASAP и других организаций, включая генерального инспектора агентства. НАСА сосредоточилось на новом скафандре под названием xEMU для лунных миссий "Артемида" и предложило меры по продлению срока службы нынешних скафандров для космических станций до 2028 года.<br>"Текущий план предусматривает продление срока использования нынешних скафандров EMU до 2028 года, однако становится все более очевидным, что срок службы нынешних скафандров ограничен", - отметила комиссия в своем ежегодном отчете, опубликованном в январе. "Новые костюмы необходимы не только для будущих космических исследований, но и для текущей космической деятельности. НАСА не может поддерживать необходимые текущие операции на низкой околоземной орбите без полностью функциональных скафандров для внекорабельной деятельности".

НАСА приостанавливает выходы в открытый космос на МКС для расследования утечки воды