Ученые определили перспективы развития российской Арктики
Арктика должна быть больше связана с другими регионами России с позиций экономики и логистики — к такому выводу пришли ученые факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ. Для развития арктических проектов необходимо укреплять горизонтальные связи между представителями регионов, некоммерческих организаций, экспертного сообщества и коренных народов Севера.
Исследование опубликовано в журнале Regional Research of Russia. Развитие российской Арктики входит в число стратегических приоритетов развития страны. Весной 2020 года были утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике до 2035 года, осенью того же года была выпущена Стратегия развития Арктической зоны России и обеспечения национальной безопасности.
Среди мер по развитию Арктического региона — крупные ресурсные проекты («Арктик СПГ 2»), строительство ледокольного флота, в том числе трех новых атомных ледоколов, и объектов инфраструктуры — реконструкция портов в Архангельске и Мурманске, строительство железных дорог.
Однако в условиях текущей государственной политики Арктика остается вещью в себе, с позиций экономики и логистики оторванной от других регионов России. Отдельные арктические проекты сегодня встраиваются в экономику страны, однако единой политики, стимулирующей взаимодействие между регионами, нет. При таком подходе пространственно-экономическая изоляция Арктики может усугубиться, а количество упущенных возможностей реализации промышленно-инновационного и транспортного потенциала Сибири и Дальнего Востока России будет расти.
Чтобы понять, как избежать «арктической самоизоляции», ученые проанализировали государственную политику развития Арктики, инфраструктурные и энергетические проекты, мнения экспертов и общественную дискуссию по этому вопросу. Ресурсы Арктики и северных регионов России традиционно имеют колоссальное значение для экономики страны. Здесь производят 80 процентов российского природного газа, 17 процентов нефти, 90 — никеля и кобальта, 60 — меди и почти 100 процентов алмазов, редких и редкоземельных металлов. На регион приходится 10 процентов российского ВВП и 20 — всего экспорта из России.
Объем перевозок по Северному морскому пути за последние пять лет вырос в шесть раз и в 2019 году составил 30 миллионов тонн. Сама трасса активно модернизируется. Возможности России в Арктике во много раз превышают возможности других стран. Если в распоряжении США — пять дизель-электрических ледоколов, Канады — семь, то у России их более 40, в том числе пять атомных, три из которых планируется заменить на новые в 2020-х годах.
Работу, жизнь и ведение бизнеса в регионе затрудняют суровые природно-климатические условия, огромные пространства и хрупкость экосистем. Арктические экосистемы не успевают приспособиться к ускоряющемуся потеплению и росту антропогенной нагрузки. По качеству жизни населения Арктика пока отстает от общероссийского уровня. Транспорт и коммуникации в регионе развиты плохо; из северных регионов продолжается отток населения. Строительство объектов инфраструктуры Северного морского пути, включая строительство ледокольного флота, затягивается. В регионе есть критические экологические проблемы: загрязнение воздуха, грунтовых вод и почв.
Как правило, большинство экономических и социальных проектов в Арктике требуют гораздо больше средств и времени, чем в других регионах России, и с рыночной точки зрения могут оказаться малоэффективными. Если бизнес хочет развиваться в регионе ответственно, на него ложится дополнительная финансовая нагрузка. Для снижения экологических рисков нужно использовать дорогостоящие технологии, а суровые условия жизни населения в северных городах требуют участия бизнеса в финансировании части социальных услуг.
Учитывая значительный ресурсный потенциал Арктики, ученые полагают, что для ее дальнейшего развития к существующей программе развития Арктической зоны необходимо добавить «региональную надстройку» — организовать более тесные связи этого региона с Сибирью и Дальним Востоком.
«Арктические проекты во многом не учитывают инновационный, экономический, промышленный потенциал, который был и остается в Сибири и на Дальнем Востоке, — комментирует Илья Степанов, научный сотрудник факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ. —Эти проекты могли бы быть более тщательно встроены в систему экономико-транспортных взаимосвязей с другими регионами.
Арктика богата природными ресурсами, в Сибири сконцентрирован технологический, инновационный и кадровый потенциал, сильная сторона Дальнего Востока — в транспорте, логистике, связях с азиатским рынком. Более тесное взаимодействие между регионами поможет решить проблему зависимости от импортного оборудования, создавать добавочную стоимость, которая оставалась бы в российских регионах».
Например, для проекта по сжижению природного газа на Ямале 70 процентов оборудования импортируется из Китая. Это дорогое оборудование, для работы с которым нужны высококвалифицированные кадры. Ученые полагают, что если бы это оборудование производили на российских заводах, то добавочная стоимость оставалась бы в регионах, возрос бы спрос на высокотехнологичную продукцию, появились бы новые рабочие места для квалифицированных кадров.
В мировой практике природно-ресурсный сектор давно перестал восприниматься как нечто характерное для отсталых экономик. Он стал источником инноваций и высокотехнологичного производства как в развитых странах, таких как Канада и Австралия, так и в развивающихся — в Чили, Бразилии, Малайзии. Природные богатства российской Арктики (горючие ископаемые, алмазы, цветные, черные и редкоземельные металлы и другие) могут стать фундаментом модернизации России в целом и главным драйвером перехода от экстенсивных к интенсивным методам освоения арктических ресурсов.
Учитывая протяженность арктических территорий, их климатические и экономические особенности, освоение российской Арктики сугубо рыночными силами едва ли представляется возможным. По мнению исследователей, государственная поддержка может быть выражена в виде финансирования строительства инфраструктуры, предоставления налоговых льгот и субсидий, создания специальных режимов государственно-частного партнерства, обеспечения специальных социальных условий для жизни и работы в северных широтах. На институциональном уровне должны быть созданы условия для интеграции арктических проектов в высокотехнологичные пространственные цепочки добавленной стоимости, выходящие далеко за пределы северных районов страны.