Драгунский темляк и жетон милиционера: находки Дубининской улицы готовят к передаче в музеи

Столичные реставраторы готовят к передаче в музейные фонды разнообразную коллекцию старинных предметов. Речь идет о 400 артефактах, обнаруженных во время археологических раскопок на Дубининской улице (владения 59–69) в 2021 году. Среди них курительные трубки, драгунские темляки (петли из кожи или шнурки на эфесах холодного оружия), подковы, посуда, оранжерейное стекло и помадные баночки. Примерный возраст находок — от 120 до 230 лет.

Драгунский темляк и жетон милиционера: находки Дубининской улицы готовят к передаче в музеи
© Mos.ru

«Раскопки на Дубининской улице подарили много интересных артефактов, которые сейчас находятся на обработке в лабораториях. В зависимости от сохранности и специфики материалов (дерево, кость, кожа, металл) применяются различные методики и составы для расчистки. Специалисты определяют возраст предметов, описывают их, проводят зарисовку и фотофиксацию. Для каждого предмета заводится своя карточка. После завершения реставрации коллекцию передадут в музейные фонды», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.

Среди находок особо выделяются знаки отличия, которые принадлежали людям, находившимся на государственной и военной службе в разное время.

Например, это фрагмент императорского вензеля в венке из пальмовой и лавровой ветвей от комплекта арматуры (украшение военной формы) с лядуночной перевязи (перевязь, на которую крепилась коробка или сумка для хранения боеприпасов — лядунка) офицера лейб-гвардии Атаманского полка. Все детали комплекта арматуры были из меди (латуни) и покрывались серебром.

Военачальник Алексей Иловайский сформировал Атаманский полк в составе Войска Донского в 1775 году. В отличие от прочих донских полков, этот нес непрерывную внутреннюю службу. Фактически это была личная гвардия атамана. Казаки носили синие мундиры с голубой отделкой. Эта форма просуществовала вплоть до 1917 года. Чтобы попасть в полк, нужно было пройти особый отбор. В 1802 году численность Атаманского полка удвоили, она достигла тысячи человек. Казаки этого полка проявили себя в войне с Наполеоном.

В 1827 году цесаревич Александр Николаевич (будущий император Александр II) был назначен атаманом всех казачьих войск. Военное подразделение стало называться Казачьим атаманским Его Императорского Высочества наследника полком, а в 1859 году ему пожаловали права гвардии.

Достоверно неизвестно, когда именно для офицеров этого формирования ввели особую лядуночную перевязь.

Среди характерных элементов униформы также представлена латунная пуговица конца XIX века и латунные фуражечные кокарды с бронзовыми двуглавыми орлами начала XX века. Пуговица украшала форму работника Рязано-Уральской железной дороги. А кокарды были частью обмундирования почтальонов Российской империи.

Отдельно специалисты отмечают «милицейские» находки: два нагрудных знака, крепившиеся на форму, датированные началом прошлого века. Один жетон имеет порядковый номер 1435. На нем различима надпись: «Милиционер Московской городской милиции». Второй жетон имеет номер 4799. Судя по надписям, он принадлежал рядовому в составе Рабоче-крестьянской милиции.

Советские служебные нагрудные знаки, как и обмундирование, появились у милиции с 1918 года. На первых жетонах были также накладки в виде серпа и молота.

Поверхность у кокарды на милицейской фуражке и у жетона была покрыта красной краской, а не эмалью, как это практиковалось позже. Каждый нагрудный знак имел свой порядковый номер. До 1923 года цифры были прорезными. Затем номера стали выбивать с лицевой стороны в нижней части знака. Их крепили к форменной одежде булавкой или пришивали через сквозные отверстия. В теплое время года жетоны носили на гимнастерке или кителе, а в зимний сезон — на шинели. У руководящего состава милиции они были меньшего размера и не имели номеров.

Найти отличительные знаки с формы разных эпох в одном месте, по словам специалистов, является большой редкостью. Такое разнообразие артефактов археологи получили из-за того, что территория, на которой велись раскопки, была заселена и освоена на протяжении четырех с лишним столетий. Дубининская улица стала одной из самых людных с XVII века. Изначально это было связано и с хозяйственной деятельностью Данилова монастыря, позже — с жизнью усадьбы генерала-кригскомиссара Александра Глебова и открывшейся на ее территории Павловской больницы (ныне ГКБ № 4).