Космическая паутина оказывает влияние на эволюцию галактик

Форма галактик и особенности их эволюции зависят от свойств «паутины» космических филаментов, протянувшейся по всей Вселенной. Согласно новому исследованию, космическая паутина играет более значительную роль, чем предполагалось ранее.<br>Во Вселенной галактики распределены вдоль нитей космической паутины – сложной сети филаментов, состоящих из обычной и темной материи. И на пересечениях филаментов происходит формирование скоплений галактик – групп из сотен или даже тысяч галактик, связанных друг с другом гравитационно. Они являются самыми крупными во Вселенной группами объектов, связанных между собой гравитационными силами. Но конкретный характер влияния филаментов на свойства галактик до сих пор изучен лишь очень слабо.<br>Чтобы глубже понять механизм этого воздействия, международная группа астрономов под руководством Паскаля Яблонки (Pascale Jablonka), профессора Федеральной политехнической школы Лозанны, Швейцария, изучила обширные окрестности скопления галактик Девы, расположенного в местной Вселенной. Это скопление содержит примерно 1500 галактик и находится на расстоянии около 65 миллионов световых лет от нашей собственной галактики Млечный путь.<br>Авторы проанализировали свойства галактик, окружающих скопление Девы, внутри области размером в 12 раз больше размера основного скопления. В результате был изучен набор из 7000 галактик, включая 250 галактик, размер которых был достаточно велик для точной оценки содержания в них газа. Измерения были выполнены с использованием декаметрового радиотелескопа, расположенного в коммуне Нансе, Франция, и 30-метрового телескопа IRAM, Испания.<br>В результате анализа было установлено, что свойства галактик – а именно, их форма, скорость формирования звезд, содержание газа, возраст и металличность звезд - плавно меняются при переходе от изолированных галактик к галактикам в составе филаментов, и далее – к галактикам, входящим в состав скоплений.<br>С этой точки зрения филаменты можно представить как переходную среду, в которой галактики проходят «предварительную обработку» перед падением в скопление галактик. В этой среде формирование звезд замедляется или вовсе прекращается, появляются галактики эллиптической формы, снижается количество атомарного и молекулярного водорода в галактиках, что указывает на окончание активного периода развития галактик. Ученые наблюдали, что эволюция галактик вдоль координаты их жизненного цикла соответствует локальной плотности распределения галактик: на галактики, не формирующие новых звезд или формирующие лишь их небольшое количество, приходится менее 20 процентов от числа изученных в работе изолированных галактик, однако в наборе галактик, расположенных внутри филаментов, на эту же группу приходится 20-60 процентов от числа всех галактик, а в наборе из галактик скопления Девы – даже почти 80 процентов. Эти находки открывают новые перспективы развития теорий эволюции галактик в контексте их взаимодействия с самыми крупными структурами Вселенной, отмечают авторы.<br>Две новые работы, выполненные командой Яблонки, опубликованы соответственно в журналах Astrophysical Journal и Astronomy & Astrophysics.

Космическая паутина оказывает влияние на эволюцию галактик