Burger King против пандемии: «корона» едва не придавила «короля бургеров»

Рестораны фастфуда, так полюбившиеся россиянам, оказались в числе наиболее пострадавших за период пандемийных потрясений. В немалой степени способы, которыми сети общепита преодолевали трудности, трансформировали рынок быстрого питания в России. В итоге неприятности только укрепили их позиции и помогли шагнуть в новую эпоху онлайн-торговли. О том, через что прошла сеть ресторанов Burger King Russia, рассказал финансовый директор компании Никита Айрапетов.

Под управлением Burger King в России более 800 ресторанов. Первый был открыт в Москве в торговом центре «Метрополис» 21 января 2010 года. У сети три ключевых формата заведений — закусочные в фуд-кортах, закусочные с колёс — куда можно заехать на машине — и традиционные линейные.

В периоды локдаунов выручка компании существенно сократилась, особенно негативно ограничения повлияли на рестораны в фудкортах, продажи которых в определенные периоды снижались на 50%. Прочие форматы чувствовали меньшее давление, но значимое восстановление продаж началось только в 2021 году. Весь 2020 год был беспрецедентно сложным для компании, — сказал Айрапетов NEWS.ru.

В 2020 году выручка «Бургер Рус» сократилась на 20% по сравнению с 2019 годом до 35,2 млрд рублей, а чистый убыток вырос в 18 раз, до 5,2 млрд рублей, следует из данных сервиса «КонтурФокус». Сети пришлось закрыть ряд заведений, убытки которых намного превышали доход. В основном эти рестораны находились в неудачных локациях, где в период пандемии было особенно тяжело.

Мы использовали период ограничений в том числе для оздоровления сети и закрыли несколько ресторанов, операционная эффективность которых находилась ниже целевых значений, — пояснил финансовый директор компании.

Ранее сеть открывала по 100 ресторанов в год, в 2020-м году количество вновь открытых ресторанов снизилось в два раза, и компания вышла на прежние темы развития только во второй половине 2021 года.

В 2021 году мы стали восстанавливаться и в 2022 году планируем выйти снова на уровень в 100 новых ресторанов, — заявил топ-менеджер.

Он отметил, что инвестиционный потенциал компании восстанавливается. Уже во втором квартале 2021 года наметился тренд на восстановление продаж, а во втором и третьем кварталах он получил дальнейшее развитие.

Когда нет жёстких ограничений, продажи компании показывают устойчивый рост к 2019 году. Мы оцениваем к 2019 году, так как 2020-й не репрезентативен, — подчеркнул Айрапетов.

По его словам, даже ноябрьский недельный перерыв в 2021 году существенно повлиял на спрос. Подобные решения приводят к тому, что доходы компании резко сокращаются.

У нас половина бизнеса по количеству ресторанов в Москве, 10% в Петербурге, остальная часть — в других российских регионах. Темпы восстановления ресторанов очень сильно зависят от масштаба ограничений в различных регионах, — отметил финансовый директор.

Кроме того, пандемия очень сильно повлияла на форматы торговли. В настоящий момент до 80% продаж Burger King идет через цифровые продажи — киоски самообслуживания, сервисы доставки, сайт. И нужно быть готовым к тому, что цифровизация повлечёт существенные изменения внутри компании, подчеркнул Никита Айрапетов. По его словам, доля доставки в выручке компании выросла примерно в три раза, что повышает стабильность бизнес-модели в период ограничений.

С точки зрения повышения эффективности финансовой функции любая рутинная операция может быть заменена алгоритмом. Это имеет место не только в отрасли финансов, но и в любой другой. Всё, что поддаётся алгоритмам, может быть автоматизировано и роботизировано. Роботы активно входят в работу компаний, они могут отвечать на почтовые сообщения, сверять данные, проверять ошибки, рассылать отчёты, давать рекомендации и т. д., — сказал он.

Всё это повлечёт за собой кадровую перестройку. Для успешной дальнейшей работы необходимо объяснять сотрудникам, для чего нужны цифровые изменения, иначе многие хорошие проекты могут просто не реализоваться, подчеркнул Айрапетов.

Топ-менеджер прокомментировал также проблему сокращения рабочих мест из-за широкого внедрения электронных касс.

Мы понимаем, что автоматизация влечёт за собой сокращение рабочих мест. Особенно это критично для регионов. Но мы стараемся сохранять баланс предложений. Если часть людей ушли с позиции кассиров, то они могут работать курьерами, попробовать себя на других позициях, вакансии которых открываются в компании, — пояснил Айрапетов.

Владельца мастер-франшизы Burger King в России фирму ООО «Бургер Рус» контролируют кипрская Burger King Russia Ltd (99,8%) и ООО «Туя» (0,2%), следует из данных сервиса «КонтурФокус». Кипрской Burger King Russia Ltd владеют Xomeric Holdings Ltd, которую связывают с украинской группой ICU, близкая к основному владельцу ГК «Шоколадница» Александру Колобову Gladerom Investment Ltd, принадлежащее ВТБ ООО «Шушары Лэнд», а также Burger King Europe GmbH, сообщал «Коммерсант».

Интервью было сделано в рамках международного форума «Экономика и право в цифровую эпоху: трансформация бизнес-систем».