«Аэлита»: первый полет в космос произошел в 1917 году?
Самое удивительное состоит в том, что это фантастическое произведение возникло не на пустом месте. Об истории его создания рассказывает историк литературы Надежда Мунина.
- Надежда Викторовна, среди историков литературы популярно мнение, что роман «Аэлита» создавался в качестве пропагандистского произведения, а вот его научно-популярная составляющая крайне мала…
- Вы правы, но лишь отчасти. Дело в том, что Алексей Николаевич Толстой являлся потомственным графом и, чтобы продолжать свою литературную деятельность после Октябрьской революции, был вынужден часть своих произведений посвятить соответствующей тематике. В советские годы роман «Аэлита», как правило, издавался вместе с остросюжетным романом «Гиперболоид инженера Гарина», где в эпилоге буржуазная модель общества терпит крах, а мировая революция побеждает. Схожие мотивы можно увидеть также в целом ряде фантастических произведений Александра Беляева. Каждый из этих романов создавался по мотивам научных открытий и гипотез тех лет. «Аэлита» в данном списке не исключение…
- Неужели у инженера Мстислава Лося существовал реальный прототип?
- Вы удивитесь, но даже здание в Санкт-Петербурге, рядом с которым летательный аппарат космических путешественников, по сюжету книги, стартовал на Марс, существует на самом деле по адресу: Ждановская набережная, д.11. Неподалеку находилась лаборатория, где проводились исследования в области реактивного движения, а также испытательный полигон. Таким образом, Толстой если и согрешил против истины, то совсем немного. Если в городе проводились испытания реактивных ракет, то почему бы межпланетному летательному аппарату не стартовать из того же места?
Кроме того, в соседнем здании по адресу: Ждановская набережная, д.13 в 1923 году располагалась школа авиационных техников им. Ворошилова. Одним из ее преподавателей был Юзеф Доминикович Лось-Лосев, совершивший немало открытий в области разработки реактивных двигателей. Этот человек стал прототипом главного героя романа, которому писатель сохранил даже его оригинальную фамилию. Ю.Д. Лось-Лосев был знаменит в Ленинграде как выдающийся авиаконструктор. Он родился в 1897 году в Гатчине, уже в девять лет начал конструировать планеры. После окончания гимназии талантливый юноша поступил на Теоретические авиационные курсы при Петроградском политехническом институте по классу авиамотористов. В годы Первой мировой войны Юзеф Доминикович служил авиатехником и познакомился с Толстым, приехавшим в расположение 5-го авиапарка в качестве военного корреспондента «Русских Ведомостей».
- Постройка космического корабля для полета на Марс - дело неординарное. Прототип главного героя «Аэлиты» предполагал совершить что-либо подобное?
- В годы Гражданской войны Лось-Лосев был летчиком в Красной армии. В 1920-1930-х годах Юзеф Доминикович вместе со своим братом встал во главе планеризма в Ленинграде, выиграв первенство страны в Коктебеле в 1930-м году. При этом одним из участников соревнований оказался будущий отец советской космонавтики С.П. Королев. Впоследствии именно под руководством Ю.Д. Лось-Лосева были построены знаменитые советские планеры «Город Ленина» и «Стандарт». Совершенно логично, что после появления в Советском Союзе первого конструкторского бюро по созданию ракетных двигателей Юзеф Доминикович был приглашен туда на работу, где во второй раз встретился и подружился с С.П. Королевым. К сожалению, в 1937 году выдающийся авиаконструктор, прославленный летчик, подполковник ВВС РККА Ю.Д. Лось-Лосев попал под каток репрессий. В июне 1937 года его арестовали, а в декабре расстреляли.
- Значит, Толстой в качестве прототипа главного героя имел в виду реального человека. Но сам аппарат для межзвездных путешествий является вымыслом?
- Самое удивительное, что в 1917 году произошло событие, которое, по сути, полностью повторило сюжет романа и закончилось самым загадочным образом. Речь идет об изобретателе И.Ф. Коровине. Отец молодого человека был крупным купцом и оставил своему отпрыску приличное состояние. Однако Иван Федорович не стал продолжать семейный бизнес. Все движимое и недвижимое имущество он перевел в наличные деньги, которые разместил в нескольких иностранных банках, а на проценты развил бурную изобретательскую деятельность.
Сначала популяризировал внедрение в промышленность Российской империи дюраля и титана, а затем увлекся идеей создания катапульты, с помощью которой можно достичь Луны. Однако познакомившись с К.Э Циолковским, оставил эту антинаучную идею и сконцентрировался на постройке дирижабля, наполняемого горячим межпланетным эфиром для путешествия по космосу. Однако и здесь изобретателя ждало разочарование. Следующим фантастическим прожектом была попытка создания аппарата по достижению Луны при помощи электромагнитных волн. На протяжении нескольких лет Иван Федорович упорно ищет магниты с тремя и более полюсами. А на Камчатке неутомимый исследователь пытался найти неизвестные ранее металлы для постройки межзвездного корабля. В итоге к августу 1917 года аппарат для полета на Луну был построен. Внешне, по описанию журналистов, он походил на дирижабль. Сам Коровин заявлял, что его кабина выполнена из магнитного металла, секрет которого он держит в тайне. Этому летательному аппарату, по словам эксцентричного богача, не требовалось топливо, а движение осуществлялось за счет работы особых магнитов.
Среди зрителей, наблюдавших за первым полетом необычного устройства 10 августа 1917 года, был и Толстой. Скорее всего, Коровин выдавал желаемое за действительное. Но, тем, не менее, в заранее оговоренное время в присутствии многочисленных зрителей он поднялся в кабину, и аппарат взлетел. Вскоре он превратился в точку, едва различимую на небосводе, а затем исчез. Его не было видно даже в стократную подзорную трубу, имевшуюся у Толстого. Больше Ивана Федоровича Коровина и его летательный аппарат никто не видел. Впрочем, обломки и тело экспериментатора найти также не удалось. Очевидно, экстравагантный купец, ставший авиатором, разбился… Этот эксперимент и подтолкнул Толстого к «созданию» летательного аппарата, способного достичь Марса, который сильно походил на удивительную конструкцию Коровина.
Дмитрий Соколов