Войти в почту

Европа отказывается от ношения тканевых масок, а в России их производство убыточно

Когда только началась пандемия, производство масок стало чуть ли не самым прибыльным делом в мире. Средства индивидуальной защиты были нужны всем, цены зашкаливали, а компании, не успевая удовлетворить спрос, как в России, так и за рубежом, срочно наращивали производство. Потом прошла первая волна, маски носить стали гораздо меньше, и производители начали подсчитывать убытки. А глава Минпромторга Денис Мантуров заявлял, что наращивание производства масок стало вызовом. Но потом начались новые волны, ужесточились меры и маски снова всем понадобились. И в итоге для компаний эти два года стали золотыми. Себестоимость одной маски как была примерно в районе одного рубля, так и осталась. А заказчиков хватает. Это в первую очередь государство и компании, объясняет президент Ассоциации разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты Владимир Котов:

Европа отказывается от ношения тканевых масок, а в России их производство убыточно
© BFM.RU

Владимир Котов президент Ассоциации разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты «Основные заказчики — в любом случае, скажем, несколько групп. Это промышленные предприятия, которые закупают эту продукцию для обеспечения безопасности и выдают своим компаниям — раз. Это медицинские учреждения — два. Это учреждения социального назначения, которые обеспечивают безопасность: они вынуждены соблюдать рекомендации Роспотребнадзора и для этого они закупают. Это вот несколько групп. Плюс, конечно, домохозяйства. Но сами люди стали приобретать намного меньше, так как в основном эти изделия приобретаются бизнесом и предоставляются гражданскому населению фактически в большинстве случаев бесплатно».

Причем, из личных замечаний — в обычных супермаркетах людей в масках стало меньше. В торговых центрах — носят. Но там на входе их обычно раздают бесплатно. Что же касается проверок, регулярно появляются сообщения, что в тех или иных ТЦ не соблюдаются меры. И все-таки охрана следит, чтобы посетители были в масках, говорит управляющий директор российского Совета торговых центров Олег Войцеховский:

Олег Войцеховский управляющий директор российского Совета торговых центров «Режим за полтора года достаточно хорошо отработан. Он введен во все стандарты функционирования торговых центров, и никакие торговые центры ничего от себя не делают, дабы снизить вот этот режим контроля. Понятно, что торговый центр прямого права не имеет это требовать, но тем не менее те методы мягкого давления на посетителей приносят хорошие результаты».

Во время первых волн было модно носить сувенирные маски. То есть из ткани и с красивым рисунком или с какой-нибудь остроумной надписью. Весной прошлого года такую маску взял в рабочую поездку в Китай Сергей Лавров. На ней была надпись с угадывающимся нецензурным английским словом. В свое время Business FM рассказывала историю московского предпринимателя Ильи Волкова — у него швейное производство. Он шил подобные маски, но потом отказался. Спрос упал, и последнюю партию продавали уже ниже себестоимости:

Илья Волков предприниматель «Это вручную сложно отшиваемое производимое изделие. И когда это происходит вручную, то это имеет цену гораздо выше, чем это делает робот — за несколько секунд большое количество этих масок. Соответственно, себестоимость не позволяет этот продукт производить настолько массово, а спрос не такой большой. Когда масок стало достаточно, мы уже распродавали все ниже себестоимости: мы уже маски, которые у нас по себестоимости были, условно, 50-70 рублей, продавали по 10-15 рублей».

Наконец, в Европе стали отказываться от тканевых масок. А в Румынии и вовсе ввели штраф почти в 600 долларов за их ношение. Давно говорили, что такие маски не защищают, более того, как сообщалось, они вредны для человека и годятся только как украшение для лица.

Так что тем, кто производит подобные маски, стоит подумать, чтобы отказаться от этого. А вот медицинские по-прежнему востребованы. И пусть на них уже не заработаешь столько, как в 2020-м, когда одна маска могла продаваться рублей за 50. Но и даже и сейчас производство рентабельно. К примеру, в московском метро маски продаются в пять раз дороже себестоимости — за 5 рублей. И у нас, и во всем мире маски еще явно долго не будут сброшены.