Войти в почту

Что ждет ученых на задержанном в Дании судне «Академик Иоффе»?

Российское научное судно, задержанное 1 ноября по иску канадской туркомпании One Ocean Expeditions, по-прежнему пришвартовано близ порта Скаген.

Что ждет ученых на задержанном в Дании судне «Академик Иоффе»?
© BFM.RU

До 2019 года One Ocean Expeditions арендовала «Академика Иоффе» для организации круизов по Арктике и Антарктике. В 2018-м судно село на мель у берегов Канады, после чего отправилось на ремонт в Калининград. Тогда же компания-фрахтовальщик разорвала контракт с канадцами, поскольку в России использование некоммерческих судов подобного класса в коммерческих целях запрещено. Компании пришлось возвращать деньги за проданные на следующий год билеты, что привело к ее банкротству. Сейчас на борту «Академика Иоффе» находятся 38 членов экипажа и 23 научных сотрудника. Если причиной задержания стал коммерческий спор, можно ли отпустить людей? Мнение главного редактора сетевого издания «Морской бюллетень» Михаила Войтенко:

— Насколько он там был, этот контракт, огромен, кто же его знает. Как его заключали, кто конкретно его заключал, какие конкретно лица, от имени каких организаций, на каких условиях — это тоже большой вопрос. То есть если государство выступает собственником этого судна, то имеют ли право эти лица, по сути, от лица государства подписывать какие-то коммерческие обязательства? Это все подлежит рассмотрению. Вся шумиха вокруг научных судов и их использования в круизных целях в северных широтах возникла-то после того, как как раз это судно и село там на мель. Экологи немедленно впали в дежурную истерику. В общем, Канада чудом уцелела и канадская Арктика.

— А вообще это частое явление — сдавать научно-исследовательское судно для туристических целей?

— Нет, не частое. Это в России некоторое время такое практиковалось. Но по всему миру нет такой практики, собственно говоря.

— А подобного рода споры по поводу фрахта в мире насколько часто происходят и в данном случае имеют ли датские власти право задерживать судно до окончания суда?

— Это другая статья совсем, это целая особая отрасль, далеко не все страны делают возможным арест судов по коммерческим искам в своих водах, готовится все это дело долго и тщательно, естественно, втайне, и, скажем, если бы было подозрение на то, что такое возможно, то вполне может быть, что судовладелец мог бы этого избежать, дал бы команду не заходить в Данию. Но ничего не знали, то есть это как гром среди ясного неба.

— То, что экипаж тоже, он, получается, сейчас на судне находится, арестован вместе с судном, они могут вернуться в Россию, хотя бы там часть ученого состава, который на судне находится?

— Ой, я не думаю, что экипажу, научному составу, который там на борту находится, что-то угрожает, абсолютно нет. Единственное, что там грозит, если уж это дело затянется, не удастся как-то сходу все это разрубить, оставят минимальный экипаж, необходимый для обеспечения безопасности судна, и все, а остальные спокойно уедут домой, никто их не будет задерживать и арестовывать.

Посольство России в Дании со вчерашнего дня не давало подробностей о судьбе экипажа. Business FM направила запрос в дипмиссию. Институт океанологии не комментирует ситуацию.

Один из ученых на корабле, замдиректора экспедиции Дмитрий Борисов, опубликовал в своем Instagram пост о том, в каких условиях сейчас живет экипаж. Как минимум руководство живет в просторных каютах со своей кухней.