Какой рекорд поставил космонавт из Чапаевска и зачем понадобились "лунная" и первая в мире межконтинентальная баллистическая ракеты

3 августа 1964 года. Лунная гонка В этот день Никита Хрущев подписал секретное постановление "О работах по исследованию Луны и космического пространства". Руководство СССР поставило задачу - слетать на спутник Земли и вернуться назад. В создание ракеты-носителя, которая должна была отправить корабль с космонавтами к намеченной цели, значительный вклад внесли предприятия нашего региона. Эскизный проект сверхтяжелой ракеты Н-1 конструкторское бюро Сергея Королева сделало еще в 1961 году. Первоначально она предназначалась для вывода на орбиту 75-тонной станции, которую можно было бы использовать для сборки тяжелого межпланетного корабля для полетов к Венере и Марсу. В это же время в США работали над носителем "Сатурн-5" для полета на Луну. Чтобы сохранить приоритет СССР в области космических технологий, было решено отправить экспедицию на спутник Земли. Использовать для этого предложили Н-1. Так началась лунная гонка. В Куйбышеве новой ракетой занялся филиал королевского ОКБ-1 под руководством Дмитрия Козлова. Заказ на двигатели получило конструкторское бюро, которое возглавлял Николай Кузнецов. К работе привлекли заводы авиационный, моторостроительный имени М. В. Фрунзе, "Металлист", "Гидроавтоматика", "Салют", металлургический и аэродромного оборудования, сызранские предприятия тяжелого машиностроения и по переработке пластмасс. Головным предприятием по производству ракеты назначили "Прогресс". Здесь выполняли максимальный объем сборочных работ, делали баки для горючего и окислителя, первую и вторую ступени. После испытаний ракету частями везли по железной дороге на Байконур. На космодроме возвели монтажно-испытательный корпус, ставший филиалом завода. - В 1967 году сюда доставили первое изделие, - рассказывает ветеран "Прогресса" Виталий Пильдес. - Царь-ракету, так ее неофициально назвали за огромные размеры, мы здесь собирали и испытывали. Конструкция Н-1 представляла собой сооружение высотой 105 метров. Диаметр хвостового отсека первой ступени составлял 16 метров. Целое десятилетие люди трудились с воодушевлением, в удлиненные смены, зачастую без выходных. На ходу возникали оригинальные конструкторские и инженерные решения. Все верили в успех проекта. 21 февраля 1969 года состоялся первый пуск с беспилотным кораблем. Старт оказался аварийным. Неудачными были и три последующих. К тому времени американцы уже побывали на Луне. В 1974-м работы по этой программе свернули. Готовые ракеты разрезали на металлолом. Сохранились оснастка и оборудование, которое вскоре пригодилось для будущей ракеты "Энергия". Николаю Кузнецову удалось спасти свои двигатели и законсервировать. Вторую жизнь они получили через несколько десятилетий. 13 августа 1998 года. Два года в космосе Герой России, наш земляк Сергей Авдеев отправился в свой третий полет в качестве бортинженера корабля "Союз ТМ-28" и орбитального комплекса "Мир". В этой экспедиции он пробыл более года (379 суток). Четыре раза выходил в открытый космос общей продолжительностью 17 часов 53 минуты. На Землю он вернулся рекордсменом. С учетом предыдущих командировок у него набежало почти 748 космических суток пребывания на станции и 42 часа за десять выходов в открытый космос. Родился Сергей Авдеев 1 января 1956 года в Чапаевске. После окончания школы в Куйбышеве поступил в Московский инженерно-физический институт на специальность "Экспериментальная ядерная физика". Затем работал инженером в НПО "Энергия". - Я был одним из разработчиков новой аппаратуры, и мне предстояло обучать космонавтов, как ей пользоваться, - говорит Авдеев. - Техника сложная, много тонкостей, и подумал, а почему бы самому не попробовать полететь. Тогда для работы в космосе уже стали привлекать ученых. Авдеев успешно прошел все комиссии и экзамены. В 1987-м его перевели в отряд космонавтов. Впервые он полетел в космос в 1992 году на "Мир", куда уже начали отправлять международные экипажи. Во всех трех своих полетах наш земляк взаимодействовал с представителями разных мировых космических агентств. - Мне было интересно сотрудничать с учеными других стран, - продолжает он. - Во второй раз здорово сработались с немецким космонавтом Томасом Райтером. Это была первая продолжительная экспедиция с иностранцем. Мы находились на орбите 179 суток. В середине полета к "Миру" пристыковывался американский шаттл "Атлантис". Тогда уже задумывались о создании международной космической станции. Так что накопленный в совместных полетах опыт пригодился. Сейчас кандидат физико-математических наук Сергей Авдеев является членом ассоциации участников космических полетов, объединяющей более 400 космонавтов и астронавтов из разных стран. Он живет в Москве, занимается научной и преподавательской работой. 27 августа 1957 года. Универсальная ракета В этот день ТАСС сообщил о создании в Советском Союзе первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. "Семерку" создали в противовес американской программе, по которой ядерные заряды можно было доставить к цели стратегическими бомбардировщиками. Разработанную в ОКБ-1 Сергея Королева ракету передали для серийного производства в Куйбышев. Впоследствии на ее базе создали целое семейство ракет-носителей, разработанных и выпущенных РКЦ "Прогресс". Ведущим конструктором "семерки" был соратник генерального конструктора Дмитрий Козлов. В 1958 году его направили в Куйбышев для организации производства ракеты. Первое серийное изделие успешно запустили с Байконура 17 февраля 1959-го. В этом же году в стране были созданы Ракетные войска стратегического назначения. Сверхдальняя баллистическая ракета могла доставить боевой заряд в любую точку планеты. Впрочем, военная карьера "семерки" была недолгой. Более востребованной она оказалась в мирном освоении космического пространства. Две ступени носителя, сделанные в нашем городе, использовали для полета Юрия Гагарина. Далее последовали запуски лунных и межпланетных станций, космонавтов, различных спутников. Основным достоинством "семерки" стали ее универсальность и способность к многоэтапной модернизации. На базе Р-7 создали более 20 модификаций, основными из которых считаются "Восток", "Молния", "Восход", "Союз", "Союз-2". Новейшие из них используются в наши дни. Ракеты семейства Р-7 во всем мире признаны самыми массовыми и надежными.

Какой рекорд поставил космонавт из Чапаевска и зачем понадобились "лунная" и первая в мире межконтинентальная баллистическая ракеты
© СОВА