У Казахстана нет альтернатив аренде «Байконура» Россией – эксперт
В июле 2021 г. вступил в силу договор между Россией и Казахстаном о продлении аренды космодрома «Байконур» вплоть до 2050 г. Москва арендует ракетную площадку уже более 25 лет и платит за это $115 млн ежегодно, что составляет около 5% всего бюджета Роскосмоса. Однако отдельные казахстанские эксперты выражают недовольство российской арендой «Байконура», называя «копейками» деньги, которые Москва платит Нур-Султану. При этом в качестве одного из альтернативных партнеров на площадку предлагают пригласить Украину. Насколько реальны данные предложения и существует ли в принципе альтернатива российской аренде «Байконура», корреспонденту «Евразия.Эксперт» помог разобраться кандидат технических наук, руководитель проекта 435 nm Александр Шаенко.
– Александр Юрьевич, выгодно ли Казахстану сдавать в арену «Байконур»? Какие есть альтернативные способы использования объекта?
– «Байконур» был создан в рамках ракетной программы Советского Союза и для его полноценной эксплуатации требуется участие очень большого числа предприятий, большинство из которых находится на территории России.
Поэтому, если Россия перестанет арендовать «Байконур» и участвовать в его космической деятельности, то никакая другая страна в мире не сможет использовать его по назначению. Казахстан сейчас не в состоянии строить ракеты самостоятельно, а сами ракеты делают пока только в России (раньше делали и в Украине, но сейчас эта отрасль там сильно угасла).
В целом, вопрос цены аренды всегда актуальный и всегда, наверное, сложный. Тем не менее, если Россия не будет платить, то кроме нее платить не будет никто.
– По каким причинам угасла отрасль ракетостроения на Украине?
– В Днепропетровске находятся крупные предприятия, занимающиеся космонавтикой – КБ «Южное» и «Южное машиностроительное предприятие». Они тоже создавались в рамках большой кооперации в СССР и в последние годы его существования занимались выпуском крупных ракет «Зенит», создававшихся в рамках программы «Буран». Ракета была совместным детищем России и Украины – в частности, двигатели первой ступени (довольно сложный элемент конструкции) были созданы в Химках в НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко и там же до сих производятся. Без этого двигателя эксплуатация ракеты, к сожалению, невозможна.
Из-за всех политических неприятностей, которые случились между Россией и Украиной, экспорт этих двигателей в Украину запрещен, а без них делать ракету «Зенит» не получается.
Поэтому первоначальный проект по созданию ракеты-носителя «Зенит» совместными усилиями России и Украины и запуск его с казахстанского «Байконура» развалился из-за политики. Так что можно считать, что в целом космическая программа Украины сильно угасла. Есть ряд проектов с европейцами и с американцами, но все эти проекты значительно меньшего уровня, чем создание большой ракеты-носителя.
– Тем не менее, в Казахстане периодически звучат призывы пригласить на площадку космодрома Украину. Будет ли Россия вместе с ней использовать космодром?
– Это вряд ли получится, опять же, из-за политики. Уже существующий проект ракеты-носителя «Зенит» из-за политики стал невозможным, поэтому вряд ли проекты такого уровня сейчас реализуемы.
– Еще в 2019 г. вице-министр цифрового развития, оборонной и аэрокосмической промышленности Казахстана Марат Нургужин заявил, что Казахстан и Украина рассматривают совместный проект по пускам ракеты-носителя легкого класса с космодрома Байконур. Чем была продиктована данная инициатива?
– Можно предположить, что это все было в русле попыток уйти от монопольного положения России на космодроме. Есть проекты по приглашению инвесторов из арабских стран, которые могли бы эксплуатировать космодром в качестве музейного комплекса, например, или другим образом, но это все пока лишь планы, которые никакого развития не получают.
Более-менее реален проект по созданию российско-казахстанского комплекса «Байтерек», но и он тоже буксует по разным причинам.
Если говорить про приглашение Украины на космодром «Байконур», то там есть большая проблема, связанная с тем, что на Украине есть предприятия, которые занимались производством ракет-носителей и космических аппаратов, но никогда не было предприятий, изготавливающих наземные стартовые комплексы и всю аппаратуру для подготовки и запуска ракет.
Поэтому либо кому-то нужно научиться это делать в Казахстане или в Украине, либо приглашать кого-то со стороны, но, видимо, не Россию. Все это довольно сложно и коммерчески неоправданно, поэтому вряд ли будет реализовано.
Кроме того, у Украины есть неудачный проект «Циклон-4», который она пыталась реализовать в Бразилии, но не получилось. Были потрачены большие деньги, сорваны все сроки, и в результате Бразилия отказалась от этого проекта. Поэтому у Украины есть неудачный опыт реализации такого рода проектов.
– Что может придать позитивный импульс космическому сотрудничеству Казахстана и России? Какие проекты наиболее востребованы казахстанской стороной?
– Сейчас в Казахстане разрабатываются различные космические аппараты (и малые учебные, и более сложные прикладные). Можно предположить, что активное развитие спутникостроительных проектов было бы наиболее востребовано, потому что они проще, дешевле в реализации, требуют меньшего количества инфраструктуры. Их легче реализовывать вне зависимости от наличия или отсутствия космодрома в стране.
Сложные проекты, такие, как создание своей ракеты, тоже востребованы Казахстаном как начинающей космической державой, но для их реализации требуется успешная работа довольно большого числа предприятий и существенные временные затраты. В силу разных причин все эти аспекты меняются, поэтому делать такой проект сложно из-за множества изменений в политике. Таким образом, сотрудничество российской и казахстанской космонавтики в области создания спутников наиболее перспективно.
Беседовала Мария Мамзелькина