Войти в почту

Судьба артефакта: как археологические находки попадают в музеи

Без археологов невозможно представить современную историческую науку — именно археология помогает понять, как жили наши предки. Предела погружения во времени у ученых нет, а московский грунт может рассказать не только об истории города — первые поселения возникли на территории современной столицы задолго до ее основания. По некоторым оценкам, они появились здесь еще в эпоху неолита — около восьми тысяч лет до нашей эры. Чтобы прошлое буквально не растворилось в земле, его кропотливо собирают и восстанавливают.

Судьба артефакта: как археологические находки попадают в музеи
© Mos.ru

Спасательная археология

Путь находки в музей начинается на раскопках, которые предваряют любое строительство в городе. По закону работы проводятся в режиме раскопок, наблюдений или разведок. Перед началом каждого строительства проводятся раскопки, а после весь ход работ сопровождается археологическими наблюдениями.

Археологи используют в своей деятельности лопаты, совочки и кисточки. Они внимательно просматривают каждую горсть земли. Культурный слой Москвы состоит из различных разновременных пластов. Это хорошо видно по стратиграфии — расположению культурных слоев, с помощью которых можно узнать историю местности и ее развития.

Анастасия Бородкина, заведующая сектором камеральной обработки ООО «Археологические изыскания в строительстве», рассказывает, что исторические находки есть на каждом объекте.

«Чаще всего на раскопках находят изразцы, фарфор, фаянс — это постоянная практика. Печные изразцы — аналог современной кафельной плитки. Фарфор, фаянс, естественно, потому что посуда билась, а ее осколки выбрасывали. Иногда особо везет, и мы находим мусорные ямы. Это лучший вариант, потому что там сохраняется очень много предметов, — подчеркивает заведующая. — Разбилась посуда — это все выбросили, а мы можем собрать, склеить и получить целый предмет. Был случай, когда раскопали большую яму с огромным количеством однотипных чашек и блюдец — практически полный сервиз».

Каждый объект, который добывают на раскопе, упаковывают и маркируют — на этикетку наносят адрес, глубину и место находки. Именно в таком виде будущий музейный экспонат попадает в лабораторию.

Пешка с секретом и 800 изразцов

Первым делом все находки ждет помывка. Этот процесс, как и все гениальное, очень прост — специалисту нужны только щетка и обычная вода, никаких специальных средств. Из особенностей — тщательная очистка стыков каждого фрагмента, чтобы будущая склейка была качественной и точной. Вымытые предметы отправляются на сушку, шифровку и отрисовку.

Зашифровать археологическую находку тоже несложно, нужно всего лишь нанести на нее учетное обозначение: год работ, адрес раскопа, слой, где был найден предмет, его номер и аббревиатуру организации, проводящей исследования. У «Археологических изысканий в строительстве» она очень поэтичная: на каждом кусочке древности красуется маркировка «АИСТ». По словам Анастасии Бородкиной, на территории современной Москвы можно найти предметы даже эпохи неолита. «Мы находили очень древние вещи. Обломок каменного наконечника — примерно третье — пятое тысячелетие до нашей эры. Находили на месте древних поселений старую ямочно-гребенчатую керамику, она тоже была сделана около пяти — трех тысяч лет до нашей эры. При этом нам интересны все предметы, даже самые поздние, например конца XIX века. Мы с радостью находили ухваты, замки. Из необычного — бронзовый колокол и даже целые мельничные жернова в очень хорошем состоянии», — сообщила заведующая сектором камеральной обработки.

Поделки из бивня мамонта и изразцы Петровской эпохи. Археолог Владимир Беркович — о самых интересных находкахОт пуговиц до изразцов: в 2020 году археологи обнаружили в столице более 15 тысяч артефактовПобывать на месте древнего городища и написать берестяную грамоту. В ландшафтном парке «Митино» открыли неделю археологииСергей Собянин представил главные находки московских археологов за последние годы

Следующий этап — это отрисовка и фотографирование. Специалисты измеряют и в точности зарисовывают параметры, форму и объем находки. А также фотографируют каждую находку.

В фотостудии висят снимки двух необычных объектов: шахматной фигуры и реконструкции изразцовой печи. За каждым из них целая история.

«Мы нашли комплекс изразцов на объекте, около 800 штук одного набора. Видимо, разобрали облицовку печи, которая надоела хозяину дома. Благодаря этому мы смогли сделать ее полноценную реконструкцию от пола до потолка. А костяная шахматная фигура оказалась тайником. Она раскручивалась на две части, и внутри полой фигуры были серебряные монеты. Тем не менее вряд ли это полноценный клад, скорее всего, деньги выступали в роли игровой ставки», — рассказала Анастасия Бородкина.

Клады на самом деле находят нечасто. Иногда археологам попадается драгоценный лом в виде серебряных ложек, вилок, окладов икон, но это редкие случаи, обычно раскапывают единичные монеты. Последний клад нашли еще в 2019 году — как раз клад серебряных монет периода Ивана Грозного. В народе такие называют чешуей за небольшую толщину и характерную форму.

Сборка и музеи

Найти историческое блюдо или кувшин в идеальном состоянии — невероятная удача. Поэтому один из самых важных этапов сохранения археологических находок — восстановление.

Как и в случае с помывкой, здесь не используют никакие специальные вещества. Ведь одно из главных условий работы — это обратимость склеивания. Именно поэтому специалисты используют обычный клей ПВА. В случае непредвиденной ситуации предмет можно быстро вернуть к изначальному состоянию и потом правильно переклеить.

Для работы с керамикой археологам в первую очередь нужен обыкновенный песок. В небольшой ящик с песком ребром втыкают один фрагмент разбитой посуды и сверху на него ставят еще один подходящий кусочек. Если тот под силой своего веса держится и без клея, значит, исторический пазл сложен правильно и стык можно проклеивать. Недостающие элементы впоследствии восполняют гипсом. По словам специалистов, два фрагмента в таком положении проклеиваются около 20 минут, а на одну небольшую тарелку уйдет несколько часов.

Металлические вещи находят несколько реже, например, плохо сохраняется оружие. При этом и реставрация металла — работа более трудоемкая, такие находки восстанавливают в реставрационных мастерских.

После того как археологическая коллекция полностью описана и отреставрирована, ее передают в музей. «Все находки, собранные в результате исследований, передаются в фонды Музея Москвы. Дальше музей ставит их на учет в постоянный или вспомогательный фонд. И в следующий раз мы можем встретиться с нашими предметами уже на выставке», — отметила эксперт.

Несмотря на то что период пандемии не очень щедр на находки, Анастасия Бородкина не теряет оптимизма: «Потенциал огромный, всегда есть где копать и искать артефакты. В Москве много площадок, а мы приходим на новые объекты и находим свидетельства прошлой жизни».

Историки с лопатами: как работают московские археологиФундаменты церквей, каменная мостовая и склеп: какие еще находки влияли на благоустройство улиц