Дырка на МКС: Новые данные о диверсии на космической станции
В Роскосмосе вновь вспомнили про скандал на орбите. Источник в ведомстве напомнил, как в 2018 году обнаружили утечку воздуха на МКС.
Тогда многие обвиняли женщину – американского астронавта Серену Ауньон-Ченселлор – которая, якобы, просверлила дырку в оболочке космической станции. Все началось, по мнению досужих исследователей, с поломки туалета в американском сегменте. Американцам пришлось ходить по большому, и по маленькому по старинке, как это делали их предшественники во времена миссий ну Луну – в подгузники.
Серене это не понравилось. Хотя, казалось, ситуация не должна была ее так шокировать - она медик по образованию. В горячечном бреду Серена могла пробраться в «Союз» в отсутствие русских, сходить к ним в туалет и проделать там отверстие.
Другую версию тогда озвучил немецкий астронавт Александр Герст. По его мнению, дырку по ошибке просверлили на Земле, и небрежно заделали. На борту не могли, так как сверла такого размера на МКС нет. Подобное изредка случается, но технический контроль, как правило, обнаруживает дефекты. В тот раз могли и прошляпить.
Руководитель Роскосмоса Дмитрий Рогозин тоже высказался по поводу отверстия, признавшись, что ему точно известно кто просверлил, но обнародовать эту информацию он не будет.
Научный сотрудник НИИЯФ МГУ, заместитель главного конструктора комплекса научной аппаратуры Василий Петров считает, что наверняка полный разбор этого события есть и в Роскосмосе, и в NASA:
- Я думаю, что слухи о злонамеренной диверсии на орбите несколько преувеличены. Да, у космонавтов с астронавтами всякое бывает, в том числе и нервные срывы. Психологически работа тяжелая. В конце концов, это просто страшно - если что случиться, не так уж много шансов оттуда выбраться живым и здоровым.
Однако, сверлить отверстие в борту станции, находясь на станции – это за гранью. Я уверен, что людей, с подобными «позывами» отсеивают на этапе приема в отряд космонавтов или астронавтов NASA. Американка вполне могла устроить истерику, это бывает, все мы люди. Но не до такой степени, чтобы сверлить отверстие.
Космическая отрасль закрытая. Так исторически сложилось и это разумно. С одной стороны, корни у всех космических агентств - военные, а с другой - все завязано, на новейшие и критичные технологии. Вопросы безопасности на первом месте. Поэтому не только наш Роскосмос, но и вообще космические агентства - очень не любят делиться информацией.
Открытость больше характерна для частных организаций. Да и то далеко не для всех, и не по всем событиям, а только по тем, поделиться которыми со всем миром выгодно, как это происходит с «нашим любимым» Илоном Маском.
Прорабатывались совершенно разные варианты возникновения этого отверстия. Могла произойти диверсия на Земле, так что проверили конкретный персонал на этапе сборки, тестирования перед запуском и т д.
Раз никаких существенных скандалов не разгорелось и дополнительных санкций со стороны американцев не последовало - ни по отношению к нашим, ни внутри их собственной системы - скорее всего женщину астронавта оправдали. Наверное, виновата не она. И технически это довольно непросто.
Конечно, на МКС есть инструменты для проведения разных работ. Но ко всему, что представляют опасность для функционирования станции, следовательно, и для жизни экипажа, добраться непросто. Член экипажа не имеет права взять дрель или что-то посерьезнее, и начать сверлить.
«СП»: - Там не такое уж большое пространство, наверное, шум бы услышали?
- Услышать-то как раз сложно, потому что на станции постоянно работают системы регенерации воздуха, вентиляторы, там постоянный легкий, монотонный шум. Небольшое отверстие ручной дрелью в принципе просверлить незаметно можно. Речь о другом – о системе безопасности, которая обеспечивается огромным количеством многоуровневых мероприятий. На Земле известно, какие инструменты где находятся, и в каком состоянии.
Возможность случайной ошибки, или намеренных деструктивных действий, сведена до минимума. Отсев тех, кто может причинить вред инфраструктуре самой станции, начинается еще на Земле. А продолжается в процессе подготовки и учебы. К космонавтам требования жесткие.
Но, есть другой аспект, некоторым модулям космической станции уже под два десятка лет. Недавнее обнаружение трещины в переходном модуле показывает, что может наступить время физического старения некоторых узлов. Это как показывает практика неизбежно. Конечно, все отслеживается и если тот или иной узел представляет опасность, он не будет эксплуатироваться.
«СП»: - Мне приходилось бывать в Центре управления полетом. Году в 1997-м разговаривал по рации с космонавтами одной из экспедиций на станции «Мир». Находясь там, понимаешь, как они безумно далеко и слабо защищены. Летают вокруг планеты в довольно просторной, комфортабельной, но, по сути… «в бочке». Не каждый выдержит.
- Один из способов лимитировать психологическую нагрузку – загрузка космонавтов работой, они очень сильно заняты. Свободного времени категорически немного, их стараются отвлекать. Не специально, там действительно работы много для поддержания станции в порядке и проведения различных экспериментов на ней.
«СП»: - Сейчас статус профессии космонавта и астронавта немного снижен. Не стали ли набирать в отряд астронавтов в той же Америке кого попало?
- Нет, конечно, не стали. Хотя профессия сейчас и не особо популярна. Все, что обычному человеку нужно от космоса - получается без участия этого самого человека. Я имею в виду связь, ретрансляцию, системы глобального позиционирования, наблюдение Земли из космоса, определение погоды, вплоть до карт поисковых сервисов.
Все это, с одной стороны, стало привычным как воздух, а с другой - все меньше требует участие людей на орбите. В основном аппараты и системы действуют автоматически...
Полвека назад полет человека в космос был событием, освещавшимся по всему миру, об этом знали все. За рубежом знали наших космонавтов, наши знали американских астронавтов по именам и в лицо, а сейчас и пусков гораздо больше, народу в космосе побывало много, и социальная значимость этой работы снизилась.
Первопроходцы показали, что человек способен работать в космосе. Выяснили, в каком состоянии там приходится человеку пребывать. По большому счету, этот этап развития космонавтики заканчивается.
Такой пример. Китайцы, как известно, недавно запустили новую космическую станцию. А с предыдущей, выполнив все задачи, которые были запланированы, они поступили просто. Решив, что поддерживать ее дорого и не целесообразно … потеряли с аппаратом контакт. Станция болталась несколько лет на орбите, пока не сгорела в плотных слоях атмосферы.
«СП»: - Космос комерциализирован. И возвращаясь к нашим дыркам, можно предположить, что это коммерческая диверсия?
- Все может быть. Но мне сейчас трудно представить, какую конкретно цель могли преследовать люди, делая дырку на борту работающей станции. Это могли сделать представители одной из трех сторон вовлеченных в этот проект: российской, американской и европейской. Участие в диверсии российской или американской сторон - крайне маловероятно.
Вы назвали станцию «бочкой», и эта бочка довольно маленькая. В ней вместе постоянно сосуществуют и наши, и американские граждане – в обязательном порядке. Как минимум один наш и один американец. Для безопасности граждан этих двух стран происходит обмен информацией по всем вопросам конструкции и эксплуатации. Он ведется постоянно и в огромном объеме. Наши знают все, что должны знать об американском сегменте и о большинстве экспериментов, которые там проходят. И американцы знают то, что творится у нас. Это обязательное требование для того, чтобы предотвратить случайность.
Заподозрить кого-то из представителей официальных органов наших стран в специальной диверсии довольно сложно, если не бессмысленно. А посторонних людей туда не допускают.
«СП»: - На заводе имени Хруничева, на котором собирались космические корабли, мне тоже бывать приходилось. Там необычные порядки, при мне мыли пол не водой, а соляркой, чтобы ни единой пылинки не было. Работают отделы контроля: первый отдел, второй отдел. Что-то не по регламенту сделать трудно.
- Тем не менее, на Земле - это гораздо проще. Во-первых, большое количество людей вовлечено в производство. Во-вторых, изготавливаются космические модули не год и не два. Время производства каких-то конструкционных элементов вполне могло попасть на те же самые 90-е годы, когда бардака творилось несопоставимо больше, чем сейчас.
Но даже сейчас, при всех строгостях режима, на предприятии работает несколько тысяч человек. Огромные цеха, постоянное перемещение элементов конструкции. Наиболее вероятной причиной вижу я все-таки разгильдяйство на Земле…
Специалисты считают, что отверстие в корабле «Союз», пристыкованном к Международной космической станции, скорее всего, просверлил человек, не знающий устройство российского корабля. В корпусе было просверлено восемь отверстий, из которых только одно оказалось сквозным. Остальные дырки сверлились «словно с отскоками сверла», что говорит о работе в условиях невесомости, без упора. Или, добавим от себя, сверлил полный болван, в первый раз, державший в руках сверло.
Но с другой стороны, все российские космонавты, работавшие в то время на МКС, прошли проверку на полиграфе, после случая с отверстием. Американцы же - отказались проходить подобную проверку. И еще российской стороне не предоставили возможности исследовать инструменты и сверла, находящиеся на американском сегменте станции.