«Сначала нужно научиться зарабатывать на Земле»: вся правда о космическом туризме
События текущего года и их активное освещение СМИ напомнили человечеству, что некоторые проживают за пределами атмосферы уже давно и что у людей появляется все больше шансов почувствовать себя космонавтом. На официальных ресурсах частных космических компаний и сайтах газет сказано, что теперь путешествия в космос стали реальностью: нужно лишь заполнить анкету и внести круглую сумму.
Летчик-космонавт, член отряда космонавтов Научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина Андрей Борисенко рассказал изданию, что, на самом деле, говорить о космическом туризме пока рано.
Космический туризм – это полноценный полет, который проходит не меньше одного витка. При этом корабль набирает первую космическую скорость. Остальной космический туризм надо брать в многократные кавычки потому, что те полеты, которые осуществляются - это, так называемые, баллистические прыжки, при которых полет осуществляется по баллистической траектории, когда капсула с туристами не набирает первую космическую скорость и выходит только за пределы земной атмосферы. При таком полете турист находится в состоянии невесомости 5-10 минут, а после возвращается на землю. Поэтому эту историю можно назвать пиар-ходом владельцев компаний.
Действительно, на сегодняшний день было всего семеро туристов, совершивших настоящий космический полет — с помощью отечественного «Союза» они в разные годы достигали орбиты Международной Космической станции. Однако с 2009 года речи о туризме вне планеты идти не может: даже разрекламированные Брэнсон и Безос предприняли лишь суборбитальный полет.
Именно такой вид полета сейчас доступен для непрофессионалов в космическом ремесле. Используя всплеск потребительского интереса, такие частные космические компании, как Blue Origin, Virgin Galactic начали активно предлагать приобрести билеты, стоимость которых варьируется в районе 450 тысяч долларов. Существует вероятность, что Blue Origin сделал ценник покрупнее, так как во время полета Бэзоса ракета New Shepard смогла пересечь линию Кармана — границу космоса, признанную авиационной федерацией — пролететь еще 7 км над ней. Вопрос о том, можно ли считать этот полет космическим туризмом, как его демонстрируют аудитории сама компания, спорный. Мы полагаем, что едва ли.
Табло космических рейсов
Это [планируемые запуски ракет выше 100 км над уровнем Земли с участием туристов] будет отнесено к космическим полетам только тогда, когда будет совершен хотя бы один из этих полетов. На сегодняшний день спейс икс только осуществляет доставку астронавтов до МКС, — убежден Андрей Борисенко.
В ближайший год все мировые космические компании решили возродить космический туризм, опции которого могут пока себе позволить их сотрудники или очень состоятельные люди. «Слово и Дело» собрало все срочные события, связанные с гражданским освоением космического пространства.
15 сентября 2021 года – полет на орбиту Земли на корабле Crew Dragon от компании SpaceX. Он представляет собой полностью гражданскую миссию: экипаж состоит из специалиста по геологии и коммуникации доктора Сиана Проктора, ветерана ВВС США Кристофера Семброским, основателя Shift4 Джареда Айзекмана и бортового врача Хейли Арсено. Айзекман полностью оплатил миссию, а в члены своей команды набирал тех, кто сделал наибольшее пожертвование для детской больницы в Мемфисе, штата Теннесси (удалось собрать сумму в размере 200 млн долларов). Срок – около трех дней на высоте 540 км.
8 декабря 2021 года – полет на МКС на российском корабле «Союз МС-20». Экипаж состоит из космонавта Александра Мисуркина, японского миллиардера и его помощника Йозо Хирано. Срок – 12 суток. Стоимость официально не разглашается. Полет выполняет компания Space Adventures.
Январь 2022 года – полет на МКС на корабле Crew Dragon от SpaceX. Экипаж состоит из бывшего астронавта NASA Майкла Лопес-Алегриа, американского бизнесмена Ларри Коннора, канадского инвестора Марка Пати и бизнесмена из Израиля Эйтана Стиббе. Срок – 10 дней, восемь из которых туристы проведут на станции. Стоимость – около 60 млн долларов плюс 35 тысяч за суточное проживание на МКС. Ответственна за безопасность компания Axiom.
2023 год – намечен первый полет вокруг Луны от компании SpaceX. Японский миллиардер Юсаку Маэдзава (основатель интернет-сайта по продаже одежды Zozo), который перед этим событием сформирует ожидания от космоса в результате полета на МКС, выкупил все билеты и теперь находится в активном поиске интернациональной команды из 8 талантливых человек, которые видят в полете возможность сделать общество лучше. Срок – около недели, за которую команде удастся приблизиться к спутнику Земли на расстоянии 200 км. Стоимость неизвестна, однако ранее Илон Маск говорили, что цена билета будет равно расходам NASA на доставку астронавтов к МКС, а это примерно 70 млн долларов.
2023 год – полет на МКС на корабле «Союз» с выходом в открытый космос на 90-100 минут, что соответствует одному витку вокруг нашей планеты. Команда будет состоять из профессионального космонавта из России и туриста. Стоимость – 34 млн долларов. Реализуется при совместной деятельности Space Adventures и РКК «Энергия» (входит в «Роскосмос»).
Перед полетом все астронавты проходят специальную подготовку, включающую частичное освоение базы орбитальной механики и моделирования полета, прохождение стресс-тестирований, упражнения по выходу и входу в скафандр, тренировки по выживанию в различных климато-географических зонах, психологические занятия на концентрацию. В России местом подготовки космонавтов служит Звездный городок в Московской области.
Частная космонавтика в России: как русским дотянутся до звезды
Перечисленные выше космические компании представляют собой преимущественно частный сектор. В России среди негосударственных есть те организации, которые занимаются разработкой ракет, спутниковых систем связи и навигации, орбитальные буксиры и телескопы, но нет возможностей для космического туризма. Единственная частная компания «КосмоКурс», которая анонсировала суборбитальный полет в 2025 году, была закрыта несколько месяцев назад в связи с бюрократическими трудностями, касающимися получения разрешений от Министерства обороны на строительство многоразовой ракеты и согласования требований по строительству космодрома в Нижнем Новгороде с местными властями.
За реализацию программ космического туризма ответственен «Роскосмос», а точнее компании которые в него входят – АО «Главкосмос» и РКК «Энергия». Так на сайте первой не так давно была выложена подробная инструкция для тех, кто желает совершить коммерческий полет до МКС. По факту, Роскосмос самостоятельно формирует государственный заказ, перераспределяя его между ФГУПами и акционерными обществами, которыми владеет. Таким образом, даже теоретически возникшей частной космической компании сложно претендовать на финансирование какого-нибудь проекта.
SpaceX назвать частной компанией можно, но точно также можно именовать и корпорацию «Энергия» или The Boeing Company наших американских партнеров, которые, по сути, являются акционерными обществами. В данном случае деление компаний на частные и нечастные - это лишь дань политическим веяниям.
Например, когда SpaceX развивал свою программу пилотируемых кораблей, он опирался на государственное финансирование. По некоторым оценкам, Правительство США через NASA и Министерство обороны давало от 80% до 90% общего бюджета этих исследований. Безусловно, частные компании вносят свой вклад, но отдавать ли им на откуп разработку пилотируемой ракетно-космической техники - вопрос неоднозначный, — пояснил редакции летчик-космонавт Алексей Борисенко.
Бюджетный вариант – сходить в планетарий
Развивающаяся система космического туризма для обычного человека может послужить лишь предметом для обсуждений. Полет, который выполняется на высоте более 100 км, на данный момент, стоит в диапазоне 250-500 миллионов долларов, что является непосильной суммой для подавляющей части человечества. Можно выбрать вариант подешевле, и совершить суборбитальный полет: 90 км над уровнем Земли обойдутся всего в примерно 250 тысяч долларов. При этом космические компании стремятся снизить стоимость полетов за счет использования многоразовых космических аппаратов и увеличения потребительского спроса.
Вопрос доступности - относительный вопрос. Для большинства землян те цены, которые установлены на суборбитальный полет (я уже не говорю о глобальных полетах), они запредельные. Даже снижение этих цен в 10 раз не даст большого увеличения людей, который готовы выложить большую сумму за 10 минут в невесомости и панораму Земли в иллюминаторе, – поделился своим мнением Алексей Борисенко.
Из более доступных видов досуга - стратосферные полеты, во время которых летчик-испытатель выполняет на сверхзвуковой скорости комплекс фигур высшего пилотажа, что позволяет пассажиру несколько раз испытать состояние невесомости на 25-30 секунд и увидеть границу земли и космоса. Билет стоит около 5000 тысяч долларов. Как вариант: можно посмотреть на запуск ракеты с космодрома Байконур или устроится барменом на SpaceX.
Несмотря на космо-маркетинг, который сейчас активно проводится космическими компаниями, пока о возможности массового полета в космос говорить рано. Так же как и об использовании шаттлов вместо гражданских самолетов, которое Илон Маск неоднократно ставил в список приоритетных направлений для разработки. Существует множество факторов, которые нужно учитывать: технологический уровень развития, экономическую целесообразность, необходимость обеспечения должного уровня безопасности пассажиров и т д.
Немного оглядываясь назад. Сергей Павлович Королев после полета Юрия Гагарина сказал такую вещь: пройдет 10 лет, и в космос наши люди будут летать по профсоюзным путевкам. Прошло шесть раз по десять лет, но люди просто так летать в космос не стали. Даже он ошибся, при этом обладая пониманием и видением будущего. Строить сейчас какие-то планы или давать прогнозы - неблагодарное дело.