Ученые впервые зарегистрировали послесвечение сверхъяркого-гамма всплеска

Ученые МГУ в составе международной команды впервые зарегистрировали оптическое послесвечение сверхъяркого гамма всплеска GRB191221B с помощью робота-телескопа МАСТЕР МГУ. Результаты помогут лучше понять природу всплесков и их взаимосвязь с черными дырами. Статья опубликована в журнале Королевского астрономического общества Monthly Notices of the Royal Astronomical Societ.Гамма-всплески — наиболее мощные электромагнитные взрывы во Вселенной, испускаемые во время взрыва сверхновой, когда быстро вращающееся ядро массивной звезды коллапсирует, превращаясь в нейтронную звезду или черную дыру. Источники гамма-всплесков находятся на огромных расстояниях от Земли – более миллиарда световых лет.Ученые МГУ совместно с коллегами из ЮАР, Аргентины, Италии, Исландии, США, Англии, Китая впервые зарегистрировали оптическое свечение с помощью двух телескопов-роботов Глобальной сети МАСТЕР МГУ, расположенных в Южной Африке и Аргентине. Астрофизики смогли проследить историю изменения блеска от нескольких десятков секунд до десятков часов. После указаний МАСТЕРа на гамма-всплеск также навелись два крупнейших телескопа Южного Полушария: SALT и VLT.«Быстрое оптическое излучение было обнаружено МАСТЕР-СААО через 38 сек после получения алерта с гамма-обсерватории Свифт (США), которое ослабело в 300 раз за 10 тыс. секунд, после чего падение остановилось — фаза плато — продолжительностью 10 тыс. секунд, а затем снижение еще в 6 раз после 80 тыс. секунд. Кривая блеска показывает сложную структуру с четырьмя или пятью четкими перерывами в степенной скорости падения. Линейная спектрополяриметрия послесвечения началась через 2 часа после всплеска, в начале фазы плато кривой блеска», — рассказал соавтор исследования МГУ Владимир Липунов.Ученые интерпретируют полученную кривую блеска и поляризацию этого длительного гамма-всплеска в виде медленно остывающей лобовой ударной волны вызванной распространением релятивистского джета — струи плазмы — в звездном ветре звезды, сколлапсировавшей в черную дыру.

Ученые впервые зарегистрировали послесвечение сверхъяркого-гамма всплеска