Сбер провёл пленарную сессию о возможностях ИИ в творчестве

На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) прошла пленарная сессия Art.Creativity.AI. Спикером выступил первый заместитель Председателя Правления Сбербанка Александр Ведяхин.

Модератор встречи — Андрей Курпатов, руководитель Лаборатории нейронаук и поведения человека Сбербанка.

Участники дискуссии обсудили вопросы регулирования создания и распространения произведений изобразительного искусства, текстов и музыки, созданных ИИ, вопросы авторского права в отношении таких произведений.

На сессии выступили: Александр Крайнов, директор по развитию технологий искусственного интеллекта Яндекса; Илья Найшуллер, режиссёр, продюсер, сценарист; Дмитрий Озерков, заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа, руководитель проекта «Эрмитаж 20/21» и директор musicAeterna в России; Ольга Ускова, основатель, Президент Cognitive Technologies; Юрген Шмидхубер, главный научный советник АНО ИИИ (Автономная некоммерческая организация «Институт искусственного интеллекта»), и Юлия Соловьёва, генеральный директор российского представительства Google.

Ключевыми темами дискуссии стали следующие вопросы: способен ли ИИ к креативу или творческое начало присуще исключительно человеку? изменит ли ИИ наше понимание искусства? кого считать автором произведения, созданного ИИ, — искусственный интеллект, разработчиков, создавших нейросеть и обучивших её, или кого-то ещё?

Дмитрий Озерков рассказал о своём видении роли нейросетей в искусстве, это скорее инструмент, который помогает создавать художнику произведения. И всё-таки в первую очередь, покупая картину, мы руководствуемся её историей, а не только тем, что на ней изображено. Илья Найшуллер отметил, что в искусстве также важно знать, кто стоит за произведением, ведь часто мы слушаем музыку не только из-за того, что нам нравится, как сложены ноты, но и потому, что мы следим за историей музыканта. В любом случае он подчеркнул, что в первую очередь важны эмоции, которые вызывает произведение.

Ольга Ускова добавила, что, по её мнению, вызвать у аудитории мурашки способен только человек, ведь, создавая своё произведение, он подключает и что-то коллективное бессознательное, доступное только людям.

Представитель Яндекса Александр Крайнов сказал, что в своей работе они скорее используют условно творческие навыки ИИ для развлечения пользователей. Представитель Google в России Юлия Соловьёва тоже отметила, что они подключают ИИ для того, чтобы подсветить искусство с новой стороны и привлечь к нему внимание аудитории, чтобы люди смогли продолжить своё погружение в эту тему. Эту задачу решает проект Google Arts & Culture.

И всё же Юрген Шмидхубер, как учёный, который ещё в 1990 году представил подходы к созданию творческих и «любопытных» алгоритмов ИИ с состязательными нейросетями в основе, предсказал, что с продолжающимся экспоненциальным ростом мощности компьютеров искусствоведы и художники с помощью этих подходов вскоре внесут значительный вклад в прогресс как науки, так и искусства.

Завершила сессию голосовой помощник семейства виртуальных ассистентов Салют Афина, которая пошутила, что скоро заменит человека в творчестве, а затем рассказала о своём настоящем предназначении, функциях и задачах: «На самом деле моя задача — помогать людям творческих профессий как ассистент, проверять ошибки, обрабатывать данные, подсказывать решения».

Сейчас активно развивается Digital Art — цифровое искусство, и сейчас уже есть специалисты по этому направлению. Это только вопрос времени, когда появятся искусствоведы по AI Art как одному из видов Digital Art.

Вопрос интеллектуальной собственности тоже очень чётко отрегулирован. Считается, что автором является человек или организация, которой принадлежат интеллектуальные права. Но в реальности это же не так, в реальности одна модель пишет другую модель. Сейчас мы готовим первую в России заявку на интеллектуальный продукт самого искусственного интеллекта, когда код ИИ написал другой код ИИ. Обсуждаем это с Роспатентом. Мы планируем получить патент на произведение именно искусственного интеллекта. Это не фильм, не картина, это код, но тем не менее это очень важно. Если нам с Роспатентом удастся найти правильную формулу закрепления интеллектуальной собственности, то это может быть буквально прорыв в дальнейшем движении вперёд в развитии авторского права на произведения, созданные искусственным интеллектом

Александр Ведяхин

Первый заместитель Председателя Правления Сбербанка

Я большой противник попытки сталкивания того, что делает искусственный интеллект (или, как я его люблю называть, машинный интеллект) с тем, что делает человек. Это совсем другие принципы создания. Это не биология, не биохимия, в ней нет инстинктов, желания жизни, любви и прочего, что принадлежит человеческому существу. И самое опасное — начать сейчас продавать картины, созданные ИИ, на аукционах, потому что мы должны сохранять человеческую мембрану. Потому что искусство — это то, как мы, люди, разговариваем друг с другом. А ИИ — это техническое. Оно может быть блестящее, сложное, неожиданное, но внутренняя самозащита общества, культуры, нас самих должна работать, чтобы этот инструмент не превратился в способ модификации нас самих, где мы будем меньше чувствовать, но больше реагировать, потому что нейронаука даёт нам соответствующие инструменты, чтобы эти реакции порождать

Андрей Курпатов

Руководитель Лаборатории нейронаук и поведения человека Сбербанка