Дочерняя компания РЖД построила первую в России квантовую сеть. Она соединяет Москву и Санкт-Петербург. Линию обещают запустить во втором квартале 2021 года.
Говоря словами математика Пьера Ферма, «поля этой книги слишком узки», чтобы пытаться объяснить, как именно работает квантовая коммуникация. Благо мало кто, кроме узких специалистов, полностью понимает принципы работы и других современных технологий — поэтому здесь можно обойтись функциональным объяснением.
Квантовая коммуникация — это перспективная технология сверхзащищенной связи. В теории квантовые сети позволят обмениваться данными с нулевой вероятностью их перехвата на пути к получателю, поскольку защита основана даже не на сложности шифра, а на фундаментальных законах физики. Если совсем на пальцах, то ключ шифрования передается по сети в квантовом виде, а поэтому, если вдруг его кто-то подсмотрит — форма ключа автоматически меняется, и об этом неизбежно узнают отправитель и получатель.
Именно такую линию между Москвой и Петербургом построила «дочка» РЖД, компания «Транстелеком». Как сообщили «Ведомостям» разработчики, пока проект проходит «пусконаладку», а пуск первого квантового ключа запланирован на II квартал этого года. «Ведомости» называют стоимость всего проекта квантовой сети в 10 тысяч километров — 16 млрд 700 млн рублей, в том числе 10 млрд из бюджета.
О значении разработки рассуждает профессор, научный руководитель Центра квантовых технологий физического факультета МГУ Сергей Кулик:
Сергей Кулик профессор, научный руководитель Центра квантовых технологий физического факультета МГУ «Наверное, новое — на что претендовали организации, которые реализовывали это, — это большое расстояние. Москва — Санкт-Петербург — это 650 километров, и вот такая связь, на такие большие расстояния, осуществляется через так называемые доверенные узлы. Скажем, каждые 100 километров стоит тот самый солдат с автоматом, и он обеспечивает синхронизацию ключей. То есть все расстояние — 600 километров — делится на сегменты, каждый сегмент генерирует свою пару ключей, а потом они синхронизируются вот в этих самых доверенных узлах. Кому это нужно и зачем — это вопросы самые интересные, самые важные. Я считаю, что это никому не нужно. Демонстрации уже были, то, что это можно делать — никто не сомневается. Сейчас основная задача при использовании такого рода технологий — это как раз получить сертификат регулятора, ФСБ, на производство такой аппаратуры и использовать в целях тех организаций, которым это нужно в какой-то отдаленной перспективе, поскольку, еще раз повторяю, уровень развития технологий пока недостаточный».
Широкого коммерческого применения технология пока не нашла. Крупнейшая на сегодня сеть квантовой связи развернута в Китае. Общая протяженность линий, которые соединяют в том числе Пекин и Шанхай, превышает 4 тысячи километров. По официальным данным, более 150 китайских банков пользуются сетью для сверхбезопасного обмена финансовой информацией — однако в действительности о проекте известно очень мало.
Есть ли будущее у российской квантовой сети? Директор по продвижению решений IT-компании КРОК Иван Пластун настроен оптимистично:
Иван Пластун директор по продвижению решений IT-компании КРОК «Учитывая, что линию построили на базе РЖД, это может быть большой прыжок к внутреннему интернету, супербезопасному, который станет недоступен западным или восточным компаниям. Это точно отличная возможность для передачи каких-то государственных данных. И кажется, что на горизонте пяти-десяти лет, вряд ли больше, крупнейшие госкомпании, точнее их сотрудники, будут вынуждены в целом отказаться от использования классического интернета на работе и перейти на квантовую сеть, чтобы все данные, в том числе коммерческие, были максимально защищены».
Какими бы суперзащищенными ни оказалась технологии коммуникаций будущего, панацеей от кибератак они не станут. Подавляющее большинство утечек происходит не в результате взлома шифра или оборудования, а из-за человеческого фактора. Так что если фишинговое письмо придет в ведомство или организацию по линии квантовой связи, открывать его будет все тот же неквантовый сотрудник.