Войти в почту

Космобуксир продлил жизнь спутнику. Космический буксир MEV-2 состыковался со спутником Intelsat 10-02 для продления срока его службы

Космобуксир продлил жизнь спутнику. Космический буксир MEV-2 состыковался со спутником Intelsat 10-02 для продления срока его службы

12 апреля корпорация Northrop Grumman вместе с дочерней компанией SpaceLogistics LLC успешно завершила стыковку космического корабля MEV-2 (Mission Extension Vehicle-2 – «аппарат продления миссии») со спутником связи Intelsat 10-02 (IS-10-02) для продления срока службы геостационарного аппарата. Стыковка космического буксира и спутника завершена в 13:34 EST (Eastern Standard Time – североамериканское восточное время).

Первая попытка с MEV-1

Northrop Grumman является на сегодня единственной компанией, предоставляющей свои уникальные услуги по продлению срока службы спутников, и это уже второй раз, когда ей удалось успешно состыковать на орбите два коммерческих космических корабля. Первый космический буксир MEV-1 вошел в историю, когда успешно состыковался со спутником связи Intelsat 901 (IS-901) в феврале 2020 года.

MEV-1 был успешно выведен на орбиту 09 октября 2019 года в качестве попутной нагрузки, вместе с аппаратом Eutelsat-5WB. 25 февраля 2020 года он состыковался со старым телекоммуникационным спутником связи Intelsat 901, который работал на геостационарной орбите с 2001 года и в 2016 году был переведен на орбиту захоронения. Связка буксира MEV-1 и спутника Intelsat 901 опустилась на геостационарную орбиту (она находится ниже орбиты захоронения) – теперь Intelsat 901 сможет проработать там дополнительно 5 лет, после чего буксир MEV-1 вновь переместит спутник Intelsat 901 на орбиту захоронения и продолжит свою миссию с другим космическим аппаратом.

Полезность космической логистики

В отличие от MEV-1, новый буксир MEV-2 состыковался со спутником связи Intelsat 10-02 непосредственно на оперативной геостационарной орбите.

Значительная доля геостационарных аппаратов заканчивает работу в связи с исчерпанием запаса топлива для коррекции орбиты. При этом аппарат может быть технически исправен и готов к дальнейшей работе. В связи с дороговизной создания и запуска новых спутников появились проекты орбитальных танкеров для дозаправки старых спутников и проекты орбитальных буксиров, корректирующих орбиту старого спутника своими двигателями и запасом топлива. MEV реализуют вторую концепцию – жестко сцепившись со старым геостационарным спутником, они выполняют все необходимые маневры за счет своих двигателей и запаса топлива. Поскольку старые спутники не рассчитаны на работу в такой связке, для стыковки был выбран захват маневрового двигателя старого спутника.

«Сегодняшняя успешная стыковка нашего второго корабля MEV еще раз демонстрирует надежность, безопасность и полезность космической логистики», – сказал Том Уилсон, вице-президент по стратегическим космическим системам Northrop Grumman и президент компании SpaceLogistics LLC. «Успех этой миссии прокладывает путь для нашего второго поколения сервисных спутников и робототехники, предлагая гибкость в обслуживании и отказоустойчивость как для коммерческих, так и для государственных спутниковых операторов связи. Мы сможем осуществлять совершенно новые классы миссий».

Согласно условиям контракта на продление срока службы спутника связи Intelsat 10-02, космический буксир MEV-2 будет обслуживать аппарат Intelsat 10-02 в течение пяти лет, прежде чем он отстыкуется от дока и перейдет к предоставлению услуг для новой миссии.

«Intelsat является пионером в области космических технологий более пяти десятилетий. Мы гордимся тем, что работаем бок о бок с Northrop Grumman над этой инновационной миссией – первой стыковкой коммуникационного спутника на геостационарной орбите», – сказал директор Intelsat по обслуживанию Майк ДеМарко. «Космическое обслуживание – это ценный инструмент для Intelsat, от которого зависят наши клиенты. Эта технология от Northrop Grumman помогла нам продлить срок службы двух в остальном исправных и высокопроизводительных спутников и сосредоточить наш инновационный капитал на развитии спутниковой сети Intelsat следующего поколения. Эта технология “продления жизни” на ГСО (геостационарной орбите) является для нас “беспроигрышной”».

Контракт DARPA

Космический буксир для продления миссий является первым в линейке транспортных средств для обслуживания спутников от корпорации Northrop Grumman. Но уже сегодня, после получения прошлогоднего контракта DARPA по обслуживанию роботов, Northrop Grumman работает с агентством над миссией, в которой будет представлен первый в мире коммерческий служебный роботизированный космический аппарат.

Эта миссия расширит рынок спутникового обслуживания как коммерческих, так и государственных спутников с помощью передовой робототехники с использованием роботизированного транспортного средства MRV (Mission Robotic Vehicle) – для проведения на геостационарной орбите ремонта, модернизации, сборки, детального осмотра и перемещения спутников.

Чтобы дополнить свой портфель услуг на орбите, корпорация Northrop Grumman перейдет к разработке новых модулей расширения миссий MEPs (Mission Extension Pods), которые будут предоставлять критически важные услуги по продлению срока службы стареющих спутников. Транспортные средства MRV будут использоваться для установки модулей для расширения миссий MEPs на существующие коммерческие и правительственные спутники, чтобы продлить срок их службы.

Компания нацелена на 2024 год для запуска как MRV, так и первых MEPs.