Запретный кумыс, секс на орбите и вакцина из космоса: что пережили российские женщины-космонавты

После того как Юрий Гагарин первым из людей побывал в космосе, во всем мире его стали считать едва ли не сверхчеловеком. По мере того как космическая отрасль развивалась, совершались новые полеты и удивительные открытия, человечество, конечно, стало более спокойно относиться к космонавтам. За 60 лет, прошедшие с момента легендарного полета Восток-1, на орбите Земли побывали более 560 человек. Но даже сегодня, в эпоху марсоходов, космического туризма и экспериментов на борту МКС, вряд ли кто-то назовет эту профессию обыденной.

Запретный кумыс, секс на орбите и вакцина из космоса: что пережили российские женщины-космонавты
© Мир24

Космонавты постоянно подвергают себя тяжелейшим испытаниям: невероятные перегрузки, шумы, вибрации, ограничение подвижности, изоляция и длительное существование в замкнутом пространстве – такое выдержит далеко не каждый. Да и состояние невесомости, которое со стороны выглядит как забава с летающими вокруг тебя предметами – отнюдь не самое прекрасное чувство. Нахождение в невесомости может вызвать сбои в работе вестибулярного аппарата, головную боль и другие неприятные симптомы. А в первые часы после приземления космонавту сложно вновь адаптироваться к земным условиям: все предметы кажутся необыкновенно тяжелыми, нарушена координация движений, из-за резкой перемены давления человек может потерять сознание. Но когда видишь завораживающие кадры Земли, снятые сквозь иллюминатор, то понимаешь: все это стоит пережить, чтобы хоть раз оказаться там.

Чтобы стать космонавтом, нужно пройти строжайший отбор и соответствовать ряду качеств, среди которых одно из первых мест занимает крепкое здоровье и выносливость. Несмотря на все тяготы профессии, в космонавты идут не только мужчины, но и женщины. Конечно, хрупким и изнеженным здесь делать нечего: космос не делает поблажек, условия для всех равны. Но женский организм во время космических полетов так или иначе переживает более тяжелое потрясение, чем мужской. Первой это испытала на себе Валентина Терешкова, отправившаяся в космос 16 июня 1963 года. О том, почему ее охватил ужас во время катапультирования, за что Светлану Савицкую дважды выгоняли из Центра подготовки космонавтов и почему муж Елены Кондаковой отговаривал ее от третьего полета в космос – узнаете в нашей статье о легендарных женщинах в космосе.

Валентина Терешкова

Фото: Баранов С./ТАСС

Полет первой женщины в космос стал для всего мира почти таким же значимым событием, как полет Юрия Гагарина. Для советского руководства отправка в космос женщины, конечно, в первую очередь была решением пропагандистской задачи: важно было показать, что в нашем социалистическом государстве все равны, и женщины обладают теми же правами и возможностями, что и мужчины. Но, конечно, этим все не ограничивалось: запуск в космос представительницы слабого пола представлял большой интерес для ученых. Никто не знал, как поведет себя женский организм в условиях невесомости и как пребывание в космосе отразится на нем потом, по возвращении на Землю.

Когда в СССР узнали, что американцы готовятся отправить в космос женщину-астронавта Джерри Кобб, то тут же приступили к организации женской космической группы. Космическая гонка с США набирала обороты: нельзя было позволить, чтобы американская женщина оказалась на орбите раньше нашей. В начале 1962 года стартовал отбор кандидаток. Искали парашютистку в возрасте до 30 лет, ростом до 170 сантиметров, весом до 70 килограммов, с хорошей физической подготовкой. В результате из сотен желающих были отобраны пять кандидатур: Жанна Еркина, Татьяна Кузнецова, Валентина Пономарева, Ирина Соловьева и Валентина Терешкова.

Девушек подвергали суровым испытаниям. Помимо тренировок на центрифуге, их на длительное время закрывали в термокамере, где температура воздуха достигала +70°C, а влажность составляла 30%. Поскольку достичь невесомости в земных условиях невозможно, тренировались и в небе – на самолетах МиГ-15. Самолет взлетал на высоту 6000 метров, затем начинал резко набирать высоту под углом 45 градусов, а на высоте около 9000 метров двигатели отключались, и лайнер продолжал лететь по инерции. Как только сила инерции становилась равна силе тяготения, на борту возникала невесомость – сила тяжести внутри салона становилась равна нулю. Такие маневры в авиации называют параболическими горками. Состояние невесомости длилось недолго – от 30 до 40 секунд. За это время летчицы должны были выполнить определенные задания: поговорить по рации, поесть, написать что-то от руки.

Проверяли девушек не только на физическую, но и психологическую устойчивость. Одним из самых суровых испытаний была сурдокамера – комната, полностью изолированная от звуков, где каждая кандидатка должна была провести 10 дней.

В итоге из пяти претенденток была выбрана Валентина Терешкова. И, хотя остальные девушки не уступали ей по результатам тестов (Терешкова занимала последнее место), Валентина имела два больших преимущества: она происходила из семьи рабочих и хорошо умела выступать перед публикой – все это было важно для будущего космонавта, которому предстояло представлять Советский Союз на международной арене.

Решающий момент наступил 16 июня 1963 года. В 12 часов 30 минут по московскому времени состоялся запуск космического корабля «Восток-6» с Валентиной Терешковой на борту. За несколько секунд до того как ракета оторвалась от стартовой площадки, Терешкова процитировала фразу из поэмы Маяковского «Облако в штанах»: «Эй, небо, сними шляпу!» Как и знаменитое гагаринское «Поехали!», эти слова навсегда вошли в мировую историю.

Первая женщина-космонавт провела на орбите почти трое суток, совершив 48 оборотов вокруг Земли. Все это время в ЦУПе внимательно следили за состоянием ее здоровья. Генерал-лейтенант Николай Каманин, руководивший отбором и подготовкой космонавтов, впоследствии писал: «По четкости и слаженности старт Терешковой напомнил мне старт Гагарина... Да, я очень рад, что не ошибся в выборе первой женщины-космонавта».

Но не все было гладко. Во время полета Терешкова испытывала сильную тошноту и почти не притронулась к еде. Кроме того, до последнего не было ясно, сможет ли она в случае необходимости вручную посадить корабль.

«С Терешковой разговаривал несколько раз. Чувствуется, что она устала, но не хочет признаться в этом. В последнем сеансе связи она не отвечала на вызовы ленинградского ИПа. Мы включили телевизионную камеру и увидели, что она спит. Пришлось ее разбудить и поговорить с ней и о предстоящей посадке, и о ручной ориентации. Она дважды пыталась сориентировать корабль и честно призналась, что ориентация по тангажу у нее не получается. Это обстоятельство всех нас очень беспокоит: если придется садиться вручную, а она не сможет сориентировать корабль, то он не сойдет с орбиты. На наши сомнения она ответила: «Не беспокойтесь, я все сделаю утром». Связь она ведет отлично, соображает хорошо и пока не допустила ни единой ошибки», – писал Николай Каманин.

Вдобавок ко всему на борту обнаружилась серьезная техническая неисправность, из-за которой полет Терешковой едва не закончился трагически. Во время очередного сеанса связи она сообщила, что при попытке пилота направить корабль на снижение, он, наоборот, начинал подниматься.

«Дело в том, что в автоматической программе корабля была допущена какая-то неточность, а скорее оплошность: он был сориентирован так, что вместо того чтобы осуществлять систему спуска, его орбита, напротив, поднималась. И я вместо Земли улетала «туда». Эту ошибку в первые же сутки я заметила и доложила Сергею Павловичу, а он и Юрий Гагарин держали со мной связь», – рассказывала Терешкова журналистам.

Впрочем, это происшествие она держала в тайне долгие сорок лет: после приземления Королев умолял ее никому ничего не говорить, и она, конечно, послушалась. И лишь после того как бывший заместитель Королева, конструктор Евгений Шабаров обнародовал правду, Терешкова тоже нарушила обет молчания.

К счастью, в автоматическом режиме все системы работали, как надо, поэтому проблем с приземлением не возникло. Вернее, почти не возникло. Катапультировавшись на высоте семи километров, Терешкова наконец увидела Землю, но совсем не обрадовалась. Женщина пришла в ужас: внизу под собой она увидела большое озеро. «Первая мысль: Господи, послали одну женщину, и надо же будет угодить в воду!» – смеялась она потом.

На самом деле, конечно, на такой случай она много раз отрабатывала приводнение. Но ветер унес парашют в сторону, и в итоге «Чайка» (таким был ее позывной) приземлилась в полях Алтайского края. Посадка была жесткой: Терешкова сильно ударилась лицом о гермошлем. Местные жители помогли ей снять скафандр, накормили картошкой и напоили кумысом. После трех дней пищевого расстройства делать это было категорически нельзя, но Терешкова не удержалась, за что позднее получила разнос от Королева. Вид ее тоже был довольно непрезентабельным: из-за удара о шлем она разбила нос, а под глазом у нее красовался большой синяк.

Полет сильно изнурил Терешкову, но в целом ее состояние на протяжении всей миссии медики оценивали как удовлетворительное. Самой большой проблемой оказались нарушения «вегетативного характера».

В тот период за медицинское обеспечение советской космической программы отвечал доктор медицинских наук, основоположник космической биологии и медицины Владимир Яздовский. В своих исследованиях он отмечал, что женщины «хуже переносят экстремальные нагрузки космического полета на 14-18-е сутки менструального цикла». По этой причине во время отбора претенденток тщательно изучался даже этот фактор – ведь менструация оказывает очень большое влияние на организм женщины. Старались подгадать так, чтобы полет Терешковой пришелся на благоприятные дни цикла, однако из-за задержки старта и сильного переутомления соблюсти предусмотренный врачами режим полета не удалось. И все же, Терешкова выдержала все нагрузки и достойно выполнила свою миссию. Она стала не только первой, но и самой молодой девушкой в космосе: на момент запуска ей исполнилось всего 26 лет.

Светлана Савицкая

Фото: Пушкарев Альберт/ТАСС

После полета Терешковой женщины не отправлялись к звездам целых 19 лет. Второй леди в космосе вновь стала наша соотечественница – Светлана Савицкая. Она прославилась еще до своего легендарного выхода в открытый космос. В 1965 году девушка установила три мировых рекорда по парашютным прыжкам из стратосферы, а еще через пять лет стала абсолютной чемпионкой мира по пилотажному спорту. Но этих высот Савицкой было недостаточно: она с детства грезила космосом.

Светлана отучилась в Московском авиационном институте (МАИ) и также окончила летно-техническое училище, получив квалификацию «летчик-инструктор». В августе 1980 года Савицкая была зачислена в отряд космонавтов, а еще через год стала космонавтом-исследователем.

Ее первый полет состоялся в 1982 году. В качестве космонавта-исследователя Савицкая летала на корабле «Союз Т-7» и орбитальной станции «Салют-7». Впервые в истории на борту космического корабля оказался смешанный экипаж: вместе с Савицкой на орбиту отправились космонавты Леонид Попов и Александр Серебров. После этого полета в прессе разгорелся настоящий скандал.

Французская газета Le Figaro написала статью, где говорилось, что советские космонавты поставили эксперимент и попытались заняться сексом в космосе. Партнером Савицкой, как утверждало издание, стал один из ее коллег. Эти сенсационные сведения газете якобы предоставили некие «высокопоставленные лица в космической отрасли СССР». Однако советская сторона эту информацию никак не комментировала, и сама Савицкая всегда категорически отказывалась говорить на эту тему.

Во время полетов Савицкая проводила множество различных экспериментов. В частности, большое внимание уделялось производству сверхчистых лекарственных препаратов: считалось, что получить их можно именно в космосе.

«У нас было много экспериментов – 22 или 24 менее чем за неделю, – рассказывала Савицкая в интервью. – Среди них – новые биотехнологические эксперименты, в том числе по получению сверхчистых веществ. Ожидалось, что в невесомости можно получить сверхчистую вакцину, сверхчистый инсулин, еще что-то, предполагалось, что это в невесомости можно получить. Действительно получили очень чистую вакцину, по-моему, гриппозную. Мне говорили, ее даже использовали при выпуске вакцины как эталон. Инсулин чистили, доказали, что это очень перспективно».

Безусловно, ее главным триумфом стал полет, начавшийся 17 июля 1984 года. На этот раз Савицкая ступила на борт корабля «Союз Т-12». Помимо нее в составе экипажа были космонавты Владимир Джанибеков и Игорь Волк. На второй день полета «Союз Т-12» пристыковался к орбитальной станции «Салют-7».

25 июля 1984 года в 18 часов 55 минут по московскому времени Светлана Савицкая первой из женщин совершила выход в открытый космос. Весь ЦУП, затаив дыхание, следил за каждым ее движением. Вместе с Джанибековым она провела за бортом станции 3 часа 35 минут. За это время космонавты испытали универсальный ручной инструмент для резки, сварки, пайки и напыления металлов.

«Это был основной, ключевой элемент моего второго полета. Собственно говоря, ради того, чтобы был обеспечен приоритет нашей страны в этом важном разделе космической деятельности, чтобы первая советская женщина вышла в открытый космос. Это более напряженная работа. Да, там больше опасностей», – признавалась Светлана.

Но, несмотря на огромную ответственность, которая лежала на ней, и всю опасность миссии, Савицкая блестяще справилась с заданием. Все время, что она парила в черном космическом вакууме, Светлана не просто хранила спокойствие, но и умудрялась шутить. Ближе к окончанию работ коллеги-мужчины начали подгонять Светлану, чтобы она поспешила на праздничный обед, уже приготовленный для нее на борту. На что Савицкая, смеясь, отмахнулась: «Мальчишки, не соблазняйте, пока работу не закончу, не вернусь!»

Ее до сих пор часто спрашивают, не чувствовала ли она особого отношения к себе со стороны мужчин: не пытались ли ей помочь или, напротив, как-то поддеть, унизить? Но Савицкая всегда уверяла: напарники видели в ней исключительно коллегу.

«Я никогда особого отношения не чувствовала, даже если бы это было, я бы это пресекала. Наверное, кто-то смотрел со скепсисом. Может быть, ожидали, что где-то споткнешься, но это нельзя, потому что споткнешься ты, и сразу скажут «баба». А мужик пять раз споткнется, а ему: «Ну ошибся, ничего страшного», – говорила Савицкая.

Светлана Савицкая является единственной женщиной – дважды Героем Советского Союза. После своего легендарного полета она должна была снова участвовать в космической программе, на этот раз ее назначили командиром экипажа, состоявшего только из женщин. Полет был намечен на 1986 год, но так и не состоялся. Впоследствии Светлана Савицкая работала в НПО «Энергия», преподавала в родном МАИ, а с 1996 по 2019 год была депутатом Государственной Думы от КПРФ.

Елена Кондакова

Фото: Пушкарев Альберт/ТАСС

Третьей нашей соотечественницей, побывавшей на орбите Земли, стала Елена Кондакова. На ее счету тоже несколько внушительных рекордов. Кондакова стала первой женщиной, летавшей на двух разных типах космических кораблей – российском «Союзе» и американском шаттле. Кроме того, она является первой женщиной, совершившей длительный полет в космос. Ее космический дебют состоялся 3 октября 1994 года. Елена отправилась на орбитальную станцию «Мир» на борту корабля «Союз ТМ-20» в качестве бортинженера. Вернулась на Землю она лишь 22 марта 1995 года, проведя на станции 169 суток 5 часов 21 минуту – более пяти месяцев. Так долго в космосе до нее не находилась ни одна женщина.

Кондакова не раз признавалась: многие считали, что в космос она попала «по блату», благодаря удачно устроенной личной жизни. Дело в том, что ее муж – известный советский и российский космонавт, дважды Герой Советского Союза Валерий Рюмин. Когда они познакомились, он был женат, но чувства к Елене оказались сильнее: Рюмин подал на развод и сделал любимой предложение. Рюмина часто назначали руководителем испытаний и техническим руководителем на технической позиции. Поэтому Елена знала: муж зорко следит за каждым ее действием во время полета. Но никаких поблажек он не допускал, скорее, даже наоборот – Рюмин весьма скептически относился к женщинам в космонавтике. И Кондаковой постоянно приходилось все делать вопреки.

«На каждом сеансе связи, даже если не слышала голоса мужа, я чувствовала, что он в ЦУПе, держит ситуацию под контролем. Но при посадке страшно. На месте посадки меня каждый раз встречал муж. В Казахстане скупил все розы, которые были в городе. А сказал коротко: «Привет!», – смеясь, вспоминала рекордсменка.

Все ожидали, что почти полугодовое нахождение в космосе пагубно отразится на здоровье Кондаковой. Но, по ее собственным словам, никаких особых перегрузок она не испытывала. Самым тяжелым испытанием оказалась разлука с родными: муж и маленькая дочка снились Елене каждую ночь.

Вернувшись на Землю из своей продолжительной командировки, Кондакова тут же начала готовиться к следующему полету. В августе 1996 года она отправилась в США, чтобы вместе с американскими космонавтами проходить подготовку в Космическом центре имени Л. Джонсона в Хьюстоне. 15 мая 1997 года она в составе экипажа корабля «Атлантис» вновь отправилась к орбитальной станции «Мир». Эта экспедиция продолжалась всего девять суток.

Отважная летчица готовилась совершить и третий полет, но супруг ее отговорил – Рюмин очень переживал за жену. Закончив карьеру в космосе, Елена Кондакова решила попробовать себя в политике и, как и другие женщины-космонавты, стала депутатом Госдумы. Кроме того, в 2006 году она окончила Дипломатическую академию МИД России, а в 2012 году была назначена торговым представителем России в Швейцарии.

Елена Серова

Фото: Сорокин Донат/ТАСС

Елена Серова стала четвертой и на сегодняшний день последней женщиной в отечественной космонавтике, которая побывала на орбите. Она первой из россиянок совершила полет на МКС. Ее командировка оказалась почти такой же длительной, как у Елены Кондаковой: Серова находилась на орбите 167 суток 5 часов 49 минут.

Запуск состоялся 26 сентября 2014 года, Елена Серова отправилась на МКС на борту корабля «Союз ТМА-14М». Стыковка прошла успешно, и уже через 5 часов 46 минут после старта Елена вошла в состав 41-й и 42-й основных экспедиций в качестве бортинженера. Таким образом был нарушен 17-летний перерыв в полетах российских женщин в космос.

12 марта 2015 года экипаж в составе космонавтов Роскосмоса Елены Серовой, Александра Самокутяева и астронавта NASA Барри Уилмора благополучно вернулся на Землю. Посадка произошла в 05:14 по московскому времени, спускаемый аппарат приземлился в Казахстане в 147 километрах к юго-востоку от города Жезказган.

Анна Кикина

На сегодняшний день в российском отряде космонавтов числится только одна женщина – Анна Кикина. Она пока ни разу не отправлялась в космос, но на ее счету уже достаточно много весомых достижений. В 2017 года Кикина в качестве бортинженера № 1 принимала участие в международном изоляционном эксперименте «SIRIUS», который представлял собой имитацию полета на Луну. В ходе эксперимента Анна проводила симуляцию стыковки перспективного российского космического корабля «Федерация» на орбите Земли, а также принимала участие в моделировании удаленного управления луноходом с помощью шлема виртуальной реальности.

В мае 2018 года вместе с космонавтами Сергеем Рыжиковым и Сергеем Кудь-Сверчковым Анна прошла специальную парашютную подготовку космонавтов. Она совершила 40 прыжков с парашютом для отработки совмещенной операторской деятельности.

В августе 2018 года Кикина участвовала в тренировках по проведению визуально-инструментальных наблюдений Земли с борта самолета-лаборатории ЦПК Ту-134ЛК. Эти и многие другие испытания были проведены в рамках программы научных исследований на МКС.