В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Статьи

Facebook заключил соглашение с австралийскими медиа об оплате контента вслед за Google

Война за контент между Facebook и традиционными медиа в закончилась победой СМИ: соцсеть заключила соглашение на доступ к новостям. За трафик с интернет-гигантами борются и на других рынках — отчисления правообладатели могут получить в Европе. «Газета.Ru» разбиралась, считать ли австралийское соглашение прецедентом и чем российским агрегаторам грозит принудительная «дружба» со СМИ.
Facebook согласился платить австралийским СМИ за контент
Фото: DepositphotosDepositphotos
Facebook заключил соглашение на несколько лет с корпорацией медиамагната Руперта Мердока News Corp по итогам противостояния с австралийскими властями и СМИ. Сумма договора не называется, пишет The New York Times.
Сделка включает новостной контент от крупнейших австралийских ресурсов корпорации Мердока, которой принадлежит около двух третей местных газет и новостных СМИ Австралии: национальная газета The Australian, новостной сайт news.com.au и другие.
"Соглашение позволит людям получить доступ к новостным статьям и видео из медиа по всей Австралии, от национальных до местных изданий. Мы привержены тому, чтобы нести Facebook News Австралии", — говорится в заявлении Эндрю Хантера, главы подразделения Facebook по работе с Австралией и .
Facebook пошел на сделку под большим давлением властей и общественности после открытого конфликта: в феврале соцсеть заблокировала новости австралийских СМИ.
Как Facebook на неделю "расфрендил" Австралию
Ограничения были введены в ответ на поправки к австралийскому закону о конкуренции и защите прав потребителей (News Media and Digital Platforms Mandatory Bargaining Code), который призывает восстановить справедливость в индустрии. Традиционные СМИ жалуются, что у интернет-гигантов сконцентрированы доходы от рекламы в сети. Платформы, в свою очередь, считают, что "расплачиваются" за это направлением трафика со своих страниц на сайты медиа.
Соцсеть объявила ультиматум и показала пятому континенту будущее без новостей. На неделю в австралийском сегменте был отключен медиаконтент: обнулились профили всех австралийских новостных организаций в соцсети, были удалены все ссылки, уводящие трафик из сети на новости в домене верхнего уровня .au. Австралийские пользователи Facebook не могли делиться никакими новостями и не видели публикации мировых СМИ, и даже потеряли доступ к страницам служб экстренной помощи и правительственных организаций и здравоохранения.
Это оказалось чувствительным ударом, поскольку 21% австралийцев использует в качестве основного источника новостей социальные сети, а 39% населения получают новости из Facebook — согласно исследованию Университета 2020 года. Такое положение дел сохранялось неделю, после чего Facebook согласился вернуть австралийцам новости, а власти обязались внести в закон четыре поправки, продлевающие для интернет-гигантов сроки по заключению сделок с медиа, прежде чем в дело вмешается назначенный государством арбитр и вынудит компанию платить через суд.
Интернет-гиганты раскошеливаются
Вместе с Facebook заблокировать австралийские новости грозился , но до открытого противостояния в итоге не дошло. Поисковик заключил соглашение с News Corp сроком на три года, которое, по данным WSJ, принесет издателю десятки миллионов долларов только за контент The Wall Street Journal.
заключил соглашение в Австралии с News Corp еще в 2019 году, после чего начал показывать новостной контент корпорации через мобильное приложение за отдельную плату. Facebook также анонсировал предварительные соглашения с несколькими независимыми новостными организациями, включая Private Media, Schwartz Media и Solstice Media. Но пока что заключены договоры только с News Corp и Seven West Media - еще одной консервативной медиакомпанией.
Однако эксперты не уверены, что австралийские потребители контента выиграют от этих соглашений, т.к. не ясно, сохранится ли плюрализм мнений, представленных в новостных сервисах. Можно допустить, что интернет-корпорации удовлетворятся имеющимися договорами и не станут заключать договоры с небольшими СМИ, у которых нет мощной лоббистской поддержки, особенно если их взгляды не совпадают с "линией партии".
"Нет никаких гарантий, что общество в Австралии выиграет в этой ситуации. Обратите внимание, что первыми заключили сделки с Facebook и Google консервативные медиа, сочувствующие нынешнему правительству", — отметила старший преподаватель департамента коммуникаций Университета Западного Сиднея Таня Нотли в разговоре с NY Times.
Глобальный тренд
Проблема, как заставить интернет-гигантов делиться доходами с традиционными медиа, правительства во всем мире решают в схожем ключе, но с разным успехом. Усилия предпринимали отдельные страны, например, Испания еще в 2014 году. Но в одиночку добиться соглашения с Google у испанских властей не вышло, и Google.News в ответ на обязывающий корпорации платить медиа за новости закон просто перестали работать в Испании. Два года назад страны договорились решать проблему сообща — и приняли первую за последние 20 лет директиву об авторском праве и смежных правах. Согласно документу, онлайн-платформы должны будут фильтровать контент на предмет нарушения закона об авторских правах, а также платить отчисления правообладателям, писала "Газета.Ru".
Многие эксперты и общественные деятели, включая основателя "Википедии" , тогда были обеспокоены тем, что решение, какой контент оставлять в доступе, будет за корпорациями, а не за медиа и не за простыми пользователями — что может обернуться усилением монопольных практик IT-корпораций. К июню этого года пользуясь рекомендациями страны-участники союза должны изменить национальное законодательство, но они пока не спешат это делать и продолжают переговоры с интернет-компаниями - в том числе о принципах работы дорогостоящих механизмов фильтрации контента.
По неофициальным источникам, дальше всех в подготовке поправок продвинулась Германия, которая готовится рассмотреть соответствующий законопроект в ближайшие недели. Но в ряде случаев СМИ начали договариваться с интернет-компаниями заблаговременно. Так, австралийская сделка News Corp с Google распространяется не только на этот континент, но также на публикации входящих в медиаимперию изданий в США и Великобритании. Соглашение подразумевает создание общей платформы для подписки на новости, распределение доходов от рекламы в Google, развитие подкастов и видео-новостей на YouTube.
"Это соглашение окажет положительное влияние на медиа во всем мире, потому что мы своим примером показали, что за качественные журналистские материалы нужно платить", - говорится в заявлении исполнительного директора News Corp .
Придут ли эти тренды в Россию?
Прошлым летом призывы обязать крупные агрегаторы платить СМИ за контент уже звучали в . Как заявил "Газете.Ru" член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи , предложение все еще обсуждается, но российский сегмент индустрии реагирует на это болезненно.
"Но уверен, что мы к чему то подобному обязательно придем. Вопрос в сроках. Здесь нужно четко разделять. Есть медиа которые "генерят" эксклюзивный контент высокого качества. И агрегаторы, соцсети паразитируют на этом контенте. Вот регламентировать это паразитирование необходимо".
Но самостоятельно к этой честности участники рынка не придут, государство должно выступить модератором этого процесса, считает депутат. Он уверен, что когда-нибудь это произойдет и в России. Аудитория "Яндекс.Новостей" за февраль составила 31 236 195 заходов на сайт. По данным "Медиалогии", в топ-5 самых цитируемых интернет-СМИ в 2020 (в СМИ) вошли rbc.ru, russian.rt.com, 360tv.ru, gazeta.ru, lenta.ru. Топ-3 самых цитируемых в новостных агентств - "РИА Новости" (14 499 329 ссылок), ТАСС (4 387 637), "Интерфакс" (2 197 125).
"Газета.Ru" запросила данные у сервиса Similar Web за февраль 2021 по всем этим сайтам. По ним от трети до половины трафика агентств приходит извне, при этом, более двух третей внешнего трафика идет от сервисов , включая поисковик и агрегатор "Яндекс.Новости".
Сайты СМИ получают извне от 23% до 46% трафика, но и там более двух третей - а где-то и почти 90% - приходится на трафик от сервисов "Яндекса". То есть, вклад сервисов "Яндекса" в количество ежемесячных просмотров на сайтах трех самых цитируемых агентств и пяти самых цитируемых в соцсетях медиа - от 20% до 44% всего внешнего трафика. Ранее СМИ уже писали о том, что "Яндекс" может закрыть сервис "Новости", если на него продолжится давление со стороны властей. Тогда компания назвала эти сообщения слухами и отказалась комментировать.
По мнению экспертов, соглашение между News Corp. и Facebook по Австралии – безусловно, прецедент, и крупные медиахолдинги будут использовать его для давления на социальные сети.
"Но в то же время не следует забывать, что у News Corp. в Австралии исключительно сильные позиции. Ни на американском, ни на российском медиарынках нет компаний, которые обладают таким влиянием. Так что этот кейс скорее станет аргументом в переговорах, чем моделью для копирования", - прокомментировал "Газете.Ru" заместитель декана факультета медиакоммуникаций .
В "Яндексе" на вопрос о том, что будет с проектом "Яндекс.Новости", если схожее с австралийским и европейским регулирование будет введено в России, не ответили. Комментируя вероятность принуждения распространителей новостей в интернете к соглашениям с медиа в России, Сергей Давыдов отметил, что модель которая работает на одном рынке, вовсе не обязательно будет работать на другом.
Производители и распространители необходимы друг другу, а деградация медиасистемы не выгодна никому.
"Поэтому закрытия сервисов или какого-либо другого вредного эффекта от этого соглашения я не прогнозирую", - подчеркнул эксперт.