Астрофизики подтвердили магнетарную гипотезу происхождения быстрых радиовсплесков

Международный коллектив ученых под руководством исследователей из ФТИ им. Иоффе при участии астрофизика ГАИШ МГУ зарегистрировал всплеск от галактического магнетара SGR 1935+2154, аналогичный быстрому радиовсплеску (FRB), в радио- и рентгеновском/гамма-диапазонах спектра.

Это событие – сильнейший аргумент в пользу магнетарной гипотезы происхождения FRB, предложенной астрофизиками ГАИШ МГУ в 2007 году. Результаты нового исследования опубликованы в журнале Nature Astronomy. Наблюдение позволяет говорить о разгадке происхождения этих радиовсплесков – одного из самых малоизученных явлений в астрофизике.

Быстрые

радиовсплески

(FRB) – это мощные короткие периодические импульсы радиоизлучения, источник которых расположен на огромном расстоянии от Земли. Первое такое событие было описано в 2007 году, а с 2013 года, когда было обнаружено еще несколько всплесков, загадка происхождения FRB стала одной из самых «жгучих» в астрофизике.

Гипотез об их происхождении выдвигалось много. Первая появилась в 2007 году. Она принадлежит ученым ГАИШ МГУ – Константину Постнову и Сергею Попову. Они предположили, что быстрые радиовсплески связаны с мощными вспышками внегалактических магнетаров – нейтронных звезд с сильными магнитными полями.

Другие авторы предлагали множество сценариев: от крайне экзотических (космические струны, белые дыры) до довольно прозаичных (сверхмощные импульсы пульсаров). Однако именно магнетарная гипотеза происхождения FRB становилась все более привлекательной, хотя и не имела подтверждения, поскольку ученым не удавалось зафиксировать аналогичные явления. Но недавно похожие сигналы все же зафиксировали.

Вспышка, которая сопровождала быстрый радиовсплеск, была сильно перекошена в сторону жестких рентгеновских лучей. Ученые считают, что именно поэтому раньше не получилось зафиксировать другие быстрые радиовсплески галактического происхождения. Для этого необходимы очень экзотические условия.

Физики намерены и дальше продолжать изучать явление, чтобы понять, как именно формируются быстрые радиовсплески. Пока они могут сказать только то, что все FRB объединяют два свойства: чрезвычайно большая мощность и необыкновенно большое расстояние до источника.

Ранее астрономы обнаружили в Млечном Пути

магнетар

, который двигается с аномальной скоростью. Один его оборот составляет 1,4 секунды. Это гораздо быстрее, чем у трех тысяч других известных подобных объектов.

Фото: pexels.com