Войти в почту

Как новый санкционный список Минторга США может отразиться на российских компаниях?

Американский Минторг внес в список 45 российских компаний и организаций, которым запрещено покупать некоторые товары и технологии США. Перечень опубликован на сайте ведомства. Под ограничения Минторга США попали, в частности, Минобороны, Служба внешней разведки России и специальный летный отряд президента.

Как новый санкционный список Минторга США может отразиться на российских компаниях?
© BFM.RU

В черном списке также 58 китайских компаний. Ограничения введены, чтобы противостоять совместным усилиям Китая и России в попытках «присвоить» себе и использовать американские технологии, сообщил глава Минторга США Уилбур Росс. Американцам для сотрудничества с компаниями из списка теперь придется получать лицензию.

Часть предприятий, попавших под очередные санкции, ранее уже были в других похожих перечнях. «Мы уже забыли, как это — жить без санкций. Поэтому ничего нового», — прокомментировали новость в «Ростехе».

В то же время структуры «Роскосмоса» и «Росатома» попали под американские ограничения впервые. Дмитрий Рогозин сообщил РИА Новости, что потребовал от США немедленно отменить санкции против предприятий «Роскосмоса» и считать их недоразумением. По данным источника агентства, Рогозин написал в NASA, что введение санкций против предприятий «Роскосмоса» ставит под угрозу будущее МКС, но глава NASA не ответил на запрос.

Насколько данная мера окажется чувствительной для России, комментирует генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.

— Мне кажется, удивительно только то, что в одном и том же списке очень разные структуры — не только компании, которые производят продукцию для оборонного сектора, но и некоторые российские ведомства, что несколько необычно. Как правило, эти две категории объектов санкционного воздействия разделяются.

— Чем можно объяснить появление такого нового санкционного списка?

— Я бы все-таки не называл это новым санкционным списком. Это скорее список, уточняющий механизмы использования ограничений на поставки отдельных типов американских технологий. В принципе, большинство этих технологий, насколько можно судить, так или иначе уже фигурируют в более широких санкционных списках. Здесь речь идет скорее об акценте на конкретные предприятия, которые могли бы эти технологии использовать в целях обслуживания оборонного комплекса России и Китая. То есть все-таки это не запрет как таковой, а уточнение процедур, по которым будет приниматься решение о запрете. Конечно, это может создать дополнительные трудности для отдельных наших компаний. Я думаю, наверное, могут пострадать возможности для экспорта, скажем, со стороны «Росатома», но, в принципе, на фоне решений по санкциям, которые уже принимались, мне кажется, что это конкретное решение не является чем-то революционным.

Вместе с тем в список попал ряд российских компаний, которые занимаются в том числе гражданскими проектами, например корпорация «Иркут», которая производит самолет МС-21, и «Сухой», которая выпускает Superjet 100. Об этом говорит эксперт Российского совета по международным делам, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.

— Главный-то удар не столько чисто по госструктурам, сколько все же по компании «Иркут», которая производит самолет МС-21, ну и, грубо говоря, по всей гражданской авиации. Наверное, самый главный удар по ним, потому что не секрет, что, скажем, и в пассажирском самолете Superjet, и в разрабатываемом МС-21 имеются западные комплектующие, включая американские, в частности на МС-21 американский двигатель (есть два варианта — с нашим и с американским). Конечно, появление этого списка ударяет по программе МС-21, потому что американцы в любой момент могут перекрыть поставку этих двигателей, и экспортные перспективы этого самолета с этой точки зрения, конечно, резко ухудшаются.

— Россия как-то ответит симметрично и, вообще, какая-то реакция будет с нашей стороны, как вы думаете?

— У нас не так много возможностей для адекватного ответа тем же американцам по той же гражданской авиации. Если мы будем отвечать и полностью перекрывать те немногие программы, которые есть, например сотрудничество в области космоса, сотрудничество в области поставок ракетных двигателей, поставки того же титана, то мы, в первую очередь, по своим компаниям сильно бьем. Для американцев сотрудничество с нами в деньгах не столько критично, но если, например, перекрыть американский рынок для наших производителей, его, безусловно, очень сложно будет компенсировать.

Что касается китайской части списка, то в нее также попали предприятия авиапрома, космической и судостроительной промышленностей, а также институт океанографии министерства природных ресурсов.