Жизненный код мастера Леонарда: что такое знаменитая улыбка Моны Лизы?
Миллионы посетителей ежегодно посещают Французский Лувр, чтобы увидеть Мону Лизу – вероятно, самый известный портрет всех времен. Как образ относительно обычной женщины превратился в мировую сенсацию?
Мона Лиза обязана своим ореолом огромной известности нескольким фактам. Начать надо с самого автора произведения, известного художника и поистине личности эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Помимо живописи, он посвятил себя скульптуре, архитектуре, письму и музыке, но помимо искусства он также занимался анатомией, природой и технологиями. Среди прочего, он сконструировал дрель, создал летательные аппараты и первые танки – за пять веков до того, как настоящий танк впервые вступил в бой.
Фото: https://www.telegraph.co.uk/
Плохие лингвисты утверждают, что ему потребовалось время, чтобы решать такой широкий диапазон вопросов. Тем не менее были созданы фундаментальные произведения исторического искусства, такие как «Дама с горностаем» , «Тайная вечеря» , «Витрувианский человек» и «Благовещение». Вместе с Микеланджело Буонаротти и Рафаэлем Санти, да Винчи является одним из величайших художников Высокого Возрождения, художественного стиля, который сформировался в Италии с конца 13 века и привел к маньеризму в первой половине 16 века.
В южноевропейской стране преобладали идеальные условия для зарождения Возрождения: даже в средние века там преобладали лучшие условия, чем в остальной Европе. В то время как в других местах они представляли величайшего авторитета рыцарей-аристократов и монахов, Италия баловала своих ученых, художников и торговцев. Из-за политической раздробленности региона у местных предпринимателей было более важное слово, чем у аристократических семей. Рука об руку с описанным общественным устройством шел другой образ мышления, в котором люди больше сосредотачивались на земной жизни, чем на посмертной. Подобная среда идеально подходила для человека с таким открытым умом, как Леонардо.
Хотя портрет Моны Лизы стал всемирно известным, особенно в ХХ веке, на момент его создания между 1503 и 1506 годами он вызвал большой резонанс. Да Винчи стал не только автором вышеупомянутых изобретений, но и новатором в живописи. До этого было принято снимать персонажей прямо или из профиля и целиком. Однако для портрета Моны Лизы художник выбрал трехчетвертной вид, показывающий верхнюю половину тела, при этом туловище слегка повернуто в сторону зрителя. Таким образом, он нарушил традицию стандартного позирования, и те же портреты используются и сегодня.
Личность (не) известна
Тем не менее, личность Моны Лизы по сей день волнует, как и секрет ее улыбки. Некоторые считают, что это автопортрет Леонардо, только в женском образе. Напротив, историк Сильвано Винчетти утверждает, что художник изобразил Джан Джакомо Капротти по прозвищу Салаи, его соратника и в то же время – по мнению многих – любовника. По словам Винчетти, картина да Винчи «Святой Иоанн Креститель» также была создана по образу Капротти, доказывая схожесть носов и глаз обеих фигур. Однако многие историки и ученые считают эту теорию необоснованной. А вот основатель психоанализа Зигмунд Фрейд отмечал, что Леонардо, таким образом, увековечил свою мать. Австрийский психолог даже посвятил себя психоаналитическому исследованию, основанному на работах известного художника в эссе Леонардо да Винчи «Воспоминания о детстве».
Фактически, мы знаем личность Моны Лизы. Вероятно, это была Лиза дель Джокондо, урожденная Герардини, жена флорентийского купца Франческо дель Джокондо. Джорджо Вазари, первый биограф да Винчи, упомянул о нем еще в 16 веке. Гипотезу также подтверждает обнаруженная в 2005 году заметка в одном из произведений Цицерона, хранящаяся в библиотеке Гейдельбергского университета. Итальянский чиновник Агостино Веспуччи написал сбоку страницы, что «да Винчи в настоящее время работает над портретом жены Джоконды Лизы». В конце концов, сегодня в Италии эту картину знают больше как «Джоконду».
Фото: https://www.stoplusjednicka.cz/
Известность портрету также обеспечила пресловутая улыбка Моны Лизы, которую да Винчи создал с помощью техники «сфумато», то есть «затенения» или «размытия»: отдельные слои цвета накладываются друг на друга, так что между оттенками или светом и тенью нет границ. Картина тогда создает впечатление дымки, и в то же время сфумато смягчает черты лица. Да Винчи был первым, кто придумал эту технику, но она быстро стала применяться и другими художниками. Однако нежная улыбка не дает уснуть ученым, непрофессионалам, художникам или заговорщикам, и каждый читает в ней что-то свое. Например, по словам Мандипа Мехры, директора сердечно-сосудистого центра больницы Бригама в Бостоне, у нее гипотиреоз. Проявления этой болезни включают сухую и желтую кожу, тонкие волосы и брови или мышечную слабость – признаки, которые действительно можно найти на портрете. Последним симптомом могла быть странная улыбка. Напротив, отсутствие бровей не обязательно означает признак болезни: либо они исчезли после первых попыток почистить и восстановить картину, либо, согласно флорентийской моде начала 16 века, их выхватила дама.
Другая интерпретация была дана в 2006 году канадскими исследователями, согласно которым улыбка принадлежит беременной женщине или матери вскоре после рождения ребенка, что также связано с вышеупомянутой теорией, поскольку гипотиреоз может быть вызван родами. Исследователи использовали сканирование, чтобы выявить, что Мона Лиза носит одежду, которую дамы носили в ожидании 16 века.
Специалисты не объяснили, как этот термин конкретно связан с беременностью, но смогли внимательно изучить тонкую и точную технику рисования. Помимо уже описанной сферы и ракурса в три четверти, портрет очень реалистичен для своего времени, а благодаря глубоким познаниям анатомии человека автору удалось точно передать форму черепа под тонкой кожей. Мягкость, усердие и точность – вот главные черты Джоконды: изысканные локоны, создающие впечатление, будто автор красил каждый волос отдельно, прикрывают едва заметную вуаль. Взгляд женщины устремлен на наблюдателя портрета, складки платья отражают свет и тени, все доведено до безупречной натуры.
Мадридская копия
Портрет выполнен не на холсте, как думает большинство, а на тополевой доске. За столетия она лопнула в одном месте, и цвет рассыпался, поэтому у Моны Лизы есть вертикальная полоса над головой. К сожалению, на сегодняшний день не существует технологии, которая могла бы заменить оригинальные цветные пигменты, связующие или техники окраски.
Однако висит копия музея Прадо в Мадриде, которую долгое время считали созданной через несколько лет после оригинала. Однако анализ в 2010 году показал, что в ней были те же композиционные изменения, что и в оригинальной работе: например, волосы Моны Лизы изначально были связаны в пучок. Поэтому исследователи считают, что обе картины были созданы не только в одно время, но и в одном месте – прямо в мастерской, где да Винчи руководил работой одного из своих учеников, имитировавшего процедуры мастера.
Фото: http://artgalleriesintelaviv.com/
Рестораторам в Праде удалось удалить темный слой с фона местной Джоконды, открыв детали, скрытые до того момента в оригинальном пейзаже Леонардо. Также бросаются в глаза яркие краски испанской Моны Лизы. Оригинал, вероятно, был таким же сияющим, однако под воздействием лака и обработки поверхности первыми реставраторами он, вероятно, потемнел и пожелтел в 1950-х годах.
Леонардо провел последние годы своей жизни при дворе Франциска I во Франции, куда он привез с собой портрет Моны Лизы. После смерти художника монарх сохранил работу, поэтому она стала частью королевской коллекции и украшала дворец до Великой французской революции, когда повстанцы объявили коллекцию собственностью народа. При Наполеоне портрет вернулся в руки знати, после чего на рубеже XIX и XX веков его перевезли в Лувр, где им можно любоваться до сих пор.
Наибольший ущерб картине был нанесен в 1911 году, когда она была украдена из Парижского музея! Главными подозреваемыми даже стали художник Пабло Пикассо и поэт Гийом Аполлинер. Хотя в конечном итоге было подтверждено, что они не имели никакого отношения к ограблению, их арест и допрос были признаны уместными с точки зрения полиции.
Дерзко и просто
Секретарь Аполлинера Оноре Жозеф Жери Пьере хотел доказать, что Лувр недостаточно безопасен, поэтому он украл несколько статуй из музея. Позже Пикассо купил их через поэта, но как только Мона Лиза исчезла, они оба запаниковали: они отнесли статуэтки в парижскую редакцию, чтобы гарантировать их анонимное возвращение в Лувр. Вместо этого артиста сбила полиция, но никто ничего не знал о краже, поэтому их отпустили. Поиски продолжались, но каждый раз заканчивались тупиком – пока картина не появилась спустя два года.
Джованни Поджи, директор флорентийской картинной галереи Galleria degli Uffizi, портрет которой предложил вор Винченцо Перуджио, позвонил в полицию Парижа. По его словам, он принадлежал итальянской галерее, а не Лувру. За «заслуги перед Отечеством» его приговорили к одному году и пятнадцати дням тюрьмы, но за решеткой он провел всего семь месяцев. Он совершил кражу с удивительной легкостью: в понедельник, когда музей был закрыт, он надел плащ сотрудника, направился в коллекцию итальянской живописи, просто снял Мону Лизу со стены и ушел с ней. Затем статьи о краже знаменитой картины в течение нескольких месяцев появлялись на первых полосах французских ежедневных газет.
Фото: https://www.tvn.md/
Культ Моны Лизы формировался веками, и этому способствовали не только вышеперечисленные причины, но и другие художники, перенесшие картину в собственное творчество. Например, Энди Уорхол использовал трафаретную печать для многократного воспроизведения уникального портрета на бумаге. Французский художник Марсель Дюшан снова сделал пародийную открытку своей репродукции, добавил даме усы и написал под ними довольно простой каламбур «LHOOQ»: французские слова означают, что у женщины «горячая задница», что наводит на мысль о сексуальном возбуждении. В 1915 году немецкий композитор Макс фон Шиллингс написал оперу о жизни Моны Лизы, реальной женщины, изображенной на картине.
Художники продолжают комментировать знаменитый портрет и по сей день: одни ограничиваются им, другие отдают ему дань уважения собственными работами, третьи добавляют новое измерение к законченной работе. Несомненно, что тайны и заговоры, а также теории ученых или высказывания художников внесли значительный вклад в культ Моны Лизы. Без всего этого она, возможно, не стала бы такой известной.