Власти Москвы рекомендуют всем организациям, обслуживающим население, ввести регистрацию посетителей при помощи QR-кодов. В середине октября она стала обязательной для доступа в клубы, бары и другие развлекательные заведения в ночное время.
Китай стал первой страной, где были введены QR-коды для отслеживания контактов с носителями коронавируса. Единой системы нет, в каждой провинции и в каждом китайском мегаполисе она своя. Но в целом они похожи. Власти города Ханчжоу стали пионерами в использовании технологий Big Data. QR-коды выдавались всем горожанам. Зеленый позволял свободно перемещаться, желтый требовал недельной самоизоляции, а красный — двухнедельной. При этом система автоматически анализировала геоданные, поступающие от мобильных операторов и онлайн-сервисов, чтобы установить, где и в какое время находился конкретный смартфон, а значит, и его владелец. Ко всему прочему жителей 10-миллионного Ханчжоу обязали ежедневно измерять температуру и обновлять свой профиль в мобильном приложении.
Власти Южной Кореи ввели QR-коды с 10 июня. Далеко не все корейцы понимают, как это работает, но вопросов не задают, а просто делают то, что нужно. Продолжает профессор университета Кунмин в Сеуле Андрей Ланьков:
Андрей Ланьков профессор университета Кунмин «Люди, которые были в контакте, обследуются. Им отправляется извещение на телефон. Кроме того, при выявлении каждого нового случая автоматически отправляется извещение, что там-то обнаружен больной. Но учтите, что вы говорите о стране Дальнего Востока, где народ привык доверять власти. Корейцы, японцы, вьетнамцы — они склонны доверять чиновникам, это воспитывалось тысячелетием. Каких-то особых возражений, я думаю, тут нет. Надо — значит, надо».
В Москве QR-коды используются около месяца. На практике это происходит так: для входа в ночной бар или клуб клиент должен отсканировать QR-код заведения при помощи камеры телефона. После этого откроется страница checkin.mos.ru, где надо указать свой мобильный номер и ввести код из полученного СМС-сообщения. Затем на экране появится подтверждение регистрации, которое необходимо показать сотруднику заведения на входе. Процедура не слишком удобная, в некоторых заведениях из-за нее образовывались очереди.
Если у кого-то из посетителей обнаружат коронавирус, все зарегистрировавшиеся вместе с его носителем должны сразу же получить оповещение. Но в случае с московским журналистом Алексеем Васюковым что-то пошло не так.
Алексей Васюков журналист «Насколько я понимаю, эта схема должна была работать таким образом: мы должны были получить СМС на свой номер о том, что, да, мы находились в том же помещении, где был обнаружен инфицированный человек, и там должна быть рекомендация пройти тестирование. Ничего подобного не происходило. Только спустя два недели мы получили сообщение о том, что это произошло. Что интересно, одному человеку из нашей компании звонок так и не поступил. Мы были вшестером, пятеро успели пообщаться с представителем, скорее всего, департамента здравоохранения, а одному так и не позвонили».
Непонятно, как именно московская система регистрации по QR-кодам устанавливает факт контакта людей с инфицированными коронавирусом. Ведь два человека могли быть в одном заведении в разное время. Или, например, они находились там одновременно, но физически не пересекались. Условно говоря, близко друг к другу не стояли. Не обнимались и не целовались. Редакция Business FM обратилась в департамент информационных технологий Москвы с просьбой рассказать, как это устроено. Оперативного ответа мы не получили.
Представители бизнеса по-разному относятся к QR-кодам. Так, рестораны McDonald’s добровольно подключились к системе регистрации посетителей, хотя в ночное время они не работают. А вот, например, основатель сети барбершопов Top Gun Алексей Локонцев не спешит этого делать, несмотря на новые пока еще рекомендации московских властей.
Алексей Локонцев основатель сети барбершопов Top Gun «Мы готовы мириться с обязательными, даже нелепыми решениями. То есть закрыть и похоронить бизнес — пожалуйста. Если прикажут, ну, в такой стране мы живем. В противном случае на добровольной основе мы этих вещей делать не будем. Мы и так знаем каждого нашего посетителя. У нас онлайн-запись, по большей части у нас все по очереди записываются. Мы каждого клиента знаем. Если потребуют список людей, которые были в определенный момент, мы все телефоны их можем дать. Нам каких-то дополнительных устройств, считывателей этих OR-кодов не нужно устанавливать».
«Процент попадания» московской системы QR-кодов неизвестен, то есть непонятно, способна ли она выявить все контакты посетителей заведения с носителем коронавируса. Нет сведений и ложных срабатываний. Но какой-то эффект от всего этого может иметь место.
Наверное, не все москвичи захотят мириться с неудобствами, связанными с QR-кодами. Или, как вариант, не станут ходить без особой нужды в те заведения, где они используются, из опасений попасть в карантин.
Пока система рассылает контактировавшим только рекомендации пройти тест, но нет гарантии, что так будет всегда. Так что трафик в заведениях с QR-кодами может упасть. А значит, число контактов между посетителями, включая и зараженных, тоже снизится.