Космос, утечки и пластилин

Российский сегмент Международной космической станции продолжают преследовать технические пертурбации. На этот раз отказала система получения кислорода российского производства «Электрон-ВМ». Об этом удалось узнать из транслируемых NASA переговоров экипажа с Центром управления полетами, расположенном в Подмосковье. Судя по всему, в российском модуле «Звезда» действительно случился сбой кислородной системы, и это уже не первый подобный случай, однако в Роскосмосе не драматизируют ситуацию, поскольку станция обеспечена дополнительными запасами кислорода. Что касается американского сегмента МКС, то там установлена автономная система получения кислорода, и, по заверениям специалистов, утечка в «Звезде» на состоянии американского модуля никак не скажется.

Космос, утечки и пластилин
© Iamik.ru

Возможно, утечка вновь произошла в туалете МКС, - еще 10 октября там было обнаружено крошечное отверстие, через которое мог выходить кислород. Космонавты заделали дыру… пластилином, и, вроде, утечка прекратилась, а туалет вновь заработал. Однако через два дня в ЦУП поступила информация о повышении температуры в российском сегменте МКС, - а это верный сигнал о продолжающейся утечке воздуха.

Пластилин для заделки щелей понадобился российским космонавтам и 20 августа, когда кислород опять начал утекать из модуля «Звезда». До сих пор ни у космонавтов, ни у специалистов подмосковного ЦУПа нет точной уверенности в том, где именно находится злосчастная дыра. А находиться она может в двух местах, - либо за аппаратурой связи, либо где-то рядом с трубопроводной системой российского сегмента МКС. Впрочем, еще

9 октября, когда в ЦУП опять поступило сообщение о возможной утечке воздуха, космонавт Иван Вагнер вновь воспользовался старым добрым пластилином, заделав с его помощью места предполагаемых утечек, но, судя по последним сообщениям, это не решило проблему.

Насколько критична такая неполадка для всей системы жизнеобеспечения МКС? Если верить специалистам, то ничего страшного в этом нет, на крайний случай на станции есть аварийный запас кислорода, кроме того, этот запас пополняется с каждым прилетом космического грузовика.

В истории МКС наберется немало случае неполадок, с которыми приходится «на ходу» разбираться космонавтам. Можно вспомнить историю, когда из-за отказа аппаратуры и «забастовавшей» автоматики космонавтам пришлось вручную заниматься стыковкой грузовика «Прогресс М-21М», на борту которого было более 2,5 тонн самых различных грузов, - топливо, запасы кислорода, научное оборудование, вода, одежда, продукты для космонавтов. При стыковке с МКС 30 ноября 2013 года отказала автоматика, причем случилось это, когда практически неуправляемый космический грузовик находился в шестидесяти метрах от станции. Тогда на МКС находился смешанный российско-американский экипаж - Олег Котов, Сергей Рязанский и астронавт Майкл Скотт Хопкинс. Благодаря умелым действиям Олега Котова, стыковка прошла благополучно. Позже в ЦУПе нашли изъяны в только что установленной новой российской аппаратуре системы сближения и стыковки «Курск-НА», однако это был уже второй случай отказа этой аппаратуры. Первый раз «Курск-НА» отказал за год до этого, в 2012 году, - тогда тоже пришлось вручную пристыковывать космический грузовик.

Что касается отверстий, через которые утекает кислород, то они есть не только в МКС. В сентябре прошлого года новостные ленты сообщили об отверстии в пилотируемом космическом корабле «Союз МС-09».

- Мы уже знаем, откуда появилось это отверстие, - заверил публику генеральный директор корпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин. – Оно было в бытовом отсеке космического корабля, который давно уже сгорел. Мы взяли все пробы, и уже точно знаем, что там случилось, но пока уточнять эту информацию не будем.

За год до этого, 30 августа 2018 года, на МКС вновь возникла нештатная ситуация, - упало давление. Причиной падения давления стала утечка в пристыкованном к МКС корабле «Союз».

Случались малоприятные истории и с системой стыковки. 24 августа 2019 года произошел сбой при стыковке с МКС пилотируемого транспортного корабля «Союза МС-14» с роботом «Фёдором» на борту.

- Мы отменили стыковку этого корабля с МКС из-за определенных колебаний при сближении со станцией, - пояснил тогда первый заместитель генерального конструктора РКК «Энергия», руководитель полетом российского сегмента МКС Владимир Соловьев. -

Со сближением все было нормально, но примерно за 200 метров до МКС начались ранее не встречавшиеся колебания, и на этапе причаливания мы поняли, что в автоматическом режиме состыковать корабль не удастся.

Не была успешной и повторная попытка стыковки «Союза» с МКС. К тому времени специалисты ЦУПа, изучившие состояние телеметрии на «Союзе», уже знали об «исправимых замечаниях на радийной аппаратуре», но корабль все же от греха подальше отвели от станции на безопасное расстояние и перевели в режим автоматического полета, - у спецов это называется «команда на увод».

По этому случаю в ЦУПе даже заседала государственная комиссия под председательством главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина. Стыковку решили перенести на резервную дату, и все это время непристыкованный «Союз» вместе с «Фёдором» находился рядом с МКС.

Еще через три дня Дмитрий Рогозин сообщил, что отказавшее на МКС стыковочное оборудование произведено не в России. Речь шла об одном из узлов, модуле МИМ2, до этого проработавшем без сбоев десять лет. Но заменять узел не стали, - по словам Рогозина, космонавты за неделю сами отремонтировали стыковочный агрегат с помощью имевшегося на станции ремонтного комплекта. Возможно, речь действительно шла об отказе узла американского производства. Во всяком случае, сам Дмитрий Рогозин говорил тогда, что «работу по исправлению ситуации одновременно с нами начали американские коллеги».

Были проблемы и с системами космической связи. Так, в марте нынешнего года ФГУП «Космическая связь» сообщило о прекращении предоставления широкополосного доступа к интернету через спутник «Экспресс-АМ6», выведенный на орбиту 21 октября 2014 года, имеющий срок активного существования 15 лет и работающего в диапазонах С-, Ku-, Ku-/Ka-, Ka-, L. Тогда после профилактических работ были отключены стволы Ка-диапазона. На деле это означало прекращение всех сервисов, «заточенных» под «Экспресс-АМ6». В «Космической связи» во всем была виноватили аномальную работу жидкостного контура системы терморегулирования космического аппарата, что привело к деградации технических характеристик спутника связи и сделало невозможным его использование в Ка-диапазоне частот.

Конечно, освоение Космоса – дело всегда рискованное, и отказы космической техники преследуют не только «Роскосмос». Такие случаи бывают и с техникой NASA, и с аппаратами частных аэрокосмических компаний. Например, 4 июля 2020 года компания «Rocket Lab» из-за отказа в электрической системе ракеты «Electron» не смогла вывести на орбиту космические полезные нагрузки «Canon Electronics Inc.», «Planet» и «In-Space».

Примерно тогда же компания «Virgin Orbit» за несколько секунд до старта отменила запуск ракеты «Newton-3» из-за отказа средства выведения «LauncherOne», - как выяснилось позже, оказалась разрушенной линия подачи жидкого кислорода.

Нештатные ситуации – довольно частое явление и в военной космонавтике NASA. Так, в январе 2020 года на выведенном на орбиту с борта МКС с помощью американской системы Cyclops военном технологическом спутнике Пентагона STPSat-4 не раскрылась одна из четырех панелей солнечных батарей, что сделало невозможным использование спутника в разведывательных целях.

Осенью прошлого года крупную неудачу потерпело Космическое агентство Индии, -

6 сентября при попытке автоматического прилунения разбился первый индийский лунный посадочный аппарат «Chandrayaan-2». Останки аппарата обнаружил космический зонд NASA «Lunar Reconnaissance Orbiter», - на месте падения на Луне появился свежий кратер, вокруг которого были разбросаны обломки чуда индийской космической промышленности. Как отмечалось в сообщении Космического агентства Индии, авария случилась из-за проблем с ракетной системой торможения посадочного модуля «Vikram», однако специалисты NASA утверждают, что связь с посадочным модулем потерялась уже на высоте более 2 тысяч метров над поверхностью Луны, а значит, индийский посадочный аппарат был к тому времени неуправляемым.

А стремящиеся присоединиться к компании космических держав иранцы и вовсе терпят неудачу за неудачей. В январе, феврале и августе прошлого года катастрофами закончились три запуска ракеты с космодрома имени Имама Хомейни. Эти неудачные пуски, заканчивавшиеся взрывами космических аппаратов на старте, запечатлены спутником частной американской компании «Planet».

Не избежали аварий космической техники и до невозможности старательные китайцы. Достаточно вспомнить неудачный запуск с космодрома Цзюцюань ракеты «Kuaizhou-11» 10 июля нынешнего года, или столь же неудачный запуск ракеты «Великий поход 3B (G2)» с космодрома Сичан 4 сентября этого года.

Тем не менее, человечество продолжает активно осваивать ближайшее к нам космическое пространство, - без этого опыта люди никогда не смогут покинуть пределы Солнечной системы, и человечество останется на перенаселенной Земле, на задворках Галактики.