Scientific American (США): аппарат «Луна-25» ознаменовал собой возобновление российской гонки на Луну
На фоне лунной гонки, в которую уже включились США, Китай и Европа, появление в ней нового-старого участника — России — вызвало резонанс в экспертной среде. По мнению специалистов, запланированный на следующий год запуск российской миссии «Луна-25» ознаменует собой восстановление того потенциала, который у России был в прошлом, прежде чем она перейдет к реализации более амбициозных миссий.
Бывший фаворит космической гонки на Луну намеревается возобновить исследования спутника Земли спустя почти 50 лет.
В настоящее время мы наблюдаем гонку на Луну, в которой принимает участие множество стран. НАСА занимается разработкой программы «Артемида» по исследованию Луны, и в рамках этой программы люди могут высадиться на поверхность Луны уже в 2024 году. Китай готовится уже в этом году отправить на Луну космическую миссию по забору проб — в дополнение к своему спускаемому аппарату и луноходу, которые сейчас находятся на обратной стороне Луны. Другие страны, такие как Япония и Индия, а также частные фирмы, занимающиеся космическими полетами, тоже планируют в будущем заниматься изучением Луны.
Теперь к этой космической гонке решил присоединиться ее «ветеран». В начале августа российское федеральное космическое агентство Роскосмос объявило о том, что летные комплекты научной аппаратуры для аппарата «Луна-25» уже были доставлены из Института космических исследований Российской академии наук в Научно-производственное объединение имени Лавочкина (которое входит в состав Роскосмоса). Запуск этого аппарата намечен на октябрь 2021 года. «Космический проект „Луна-25" открывает долгосрочную российскую лунную программу, которая предусматривает миссии по изучению Луны с орбиты и поверхности, забор и возврат лунного грунта на Землю, а также, в перспективе, — строительство посещаемой лунной базы и полномасштабное освоение нашего спутника», — говорится в заявлении чиновников Роскосмоса.
В советские времена Россия уже преодолевала расстояние между Землей и Луной. Хотя тогда ей не удалось успешно высадить людей на поверхность Луны, она все же сумела записать на свой счет целый ряд значимых достижений с конца 1950-х и до 1970-х годов. Советский Союз стал первой страной, отправившей космический аппарат на Луну, совершившей облет обратной стороны спутника Земли и мягкую посадку на его поверхности, отправившей орбитальный аппарат и доставившей на Землю первые образцы, взятые в окололунном пространстве, а также первые образцы лунного грунта. Кроме того, Советский Союз стал первой страной, отправившей на поверхность Луны свой луноход для исследования поверхности спутника.
В июле 2020 года летные образцы российских научных приборов были доставлены из Института космических исследований в НПО Лавочкина. Миссия «Луна-25» и аппарат для посадки на Луну являются результатом партнерства России и Европейского космического агентства. По словам экспертов, в настоящее время уже идет реализация амбициозной российской программы по возвращению на Луну, но она сопряжена с целым рядом рисков, как технического, так и административного характера.
Восстановление потенциала
«Мы все очень долго ждали» возобновления российской программы по исследованию Луны, сказал Дэвид Паркер (David Parker), директор Европейского космического агентства по пилотируемым и робототехническим исследованиям. Восемь российских научных приборов, которые будут установлены на лунном посадочном аппарате, уже собираются в Институте космических исследований. Этот посадочный аппарат, который должен опуститься на южном полюсе Луны, является частью нового глобального стремления исследовать полярные районы Луны, а также оценить характер отложений льда и их потенциал в качестве ресурсов для будущих миссий.
Как отметил Паркер, запланированный на следующий год запуск миссии «Луна-25» ознаменует собой восстановление того потенциала, который у России был в прошлом, прежде чем она перейдет к реализации более амбициозных миссий. «Роскосмос» и Европейское космическое агентство «узнают друг друга. Это очень разные организации, для которых характерны разные подходы к принятию решений. Для российской стороны характерен строго иерархический подход, тогда как европейскому агентству присущ жесткий прагматизм. Это очень позитивные рабочие отношения».
Европейское космическое агентство должно предоставить телекамеру обеспечения высокоточной посадки «Пилот-Д» для аппарата «Луна-25». Точно такая же камера станет ключевым элементом той системы высокоточной посадки, которую европейское агентство должно будет предоставить России для аппарата «Луна-27», запуск которого запланирован на 2024 год. «Луна-27» доставит на поверхность спутника Земли криогенное грунтозаборное устройство «Проспект» и миниатюрную лабораторию, которые вместе с еще одним российским прибором будут искать лед и различные химические элементы под поверхностью Луны.
Флагманская миссия
«Это очень волнующе — ждать возвращения России на Луну», — сказал Джеймс Хэд (James Head), эксперт в области космонавтики из Брауновского университета. По его словам, работа над проектом «Луна-25» успешно идет, несмотря на распространение covid-19, и пока никаких сообщений о приостановках не поступало.
Спустя 45 лет после последней успешной миссии России на Луну российская космическая программа, очевидно, очень скоро позволит этой стране вернуться на спутник Земли, сказал Брайан Харви (Brian Harvey), независимый космический аналитик, пристально следящий за реализацией этой программы: «У меня ощущение, что назначение даты запуска было попыткой форсировать события и гарантировать, что запуск будет осуществлен — своего рода психологическое самомотивирование».
«Сразу же скажу, что мне хочется сыронизировать по поводу названия „Луна-25"», — сказал независимый историк космических исследований Джей Галлентайн (Jay Gallentine), который пристально следит за достижениями в области роботизированных исследований солнечной системы. По его словам, из-за такого названия создается впечатление, будто «Луна-25» является очередным аппаратом в длинной серии лунных миссий, хотя предыдущий аппарат — «Луна-24» — был запущен в 1976 году. По словам экспертов, такой долгий перерыв в запуске лунных миссий объясняется последствиями перебоев в финансировании, а также проблемами, касающимися контроля качества и работы руководства. По словам Харви, сегодня российские власти заинтересованы в эффективной реализации космической программы в гораздо большей степени, чем когда-либо с 1991 года. «Партнерство с Европейским космическим агентством — это однозначная попытка распределить расходы и привнести стабильность, — добавил он. — Русские всегда выполняли свою часть договора. И, если они договорились с Европой о чем-то, это случится».
По словам Харви, русские сделают все возможное, чтобы запустить аппарат «Луна-25» в космос. «Препятствия могут возникнуть, если они обнаружат какие-то проблемы во время испытаний или если появятся какие-то проблемы с ракетой, — объяснил он. — Последние пару лет Россия переносила сроки запуска миссий, если возникали подобные проблемы. Но это хорошо, потому что это значит, что русские осуществляют тщательный контроль качества».
С точки зрения Галлентайна, основной проблемой может стать проблемы с надежностью программного обеспечения «Луны-25». «Как показывает история, после запуска разработчики космических аппаратов занимаются тем, что учатся управлять теми приборами, которые они сами создали. Русские вряд ли могут похвастаться выдающимися достижениями в области компьютерной техники и программного обеспечения», — подчеркнул он.
«Разработчики сейчас очень сильно нервничают»
В проекте «Луна-25» ставки очень высокие, как сказал Асиф Сиддики (Asif Siddiqi), профессор истории, специализирующийся на освоении космоса Россией. «„Луна-25" имеет огромное значение. Если этот проект окажется неудачным, это спровоцирует эффект домино, который затронет многие другие сферы», — объяснил он. Между тем, если он окажется успешным, эта миссия подготовит почву для начала новой эпохи в реализации российской космической программы. Предстоящая миссия «Луна-25» — это первая демонстрация успехов российской программы по освоению космоса за несколько десятилетий. «Мне кажется, разработчики сейчас очень сильно нервничают», — добавил он.
Сиддики указывает на проблемы неумелого управления и коррупции, а также постоянную нехватку финансирования, называя их причинами длительного перерыва. «Пережитком советской эпохи стало то, что люди до сих пор живут в мечтах о какой-то баснословной глобальной космической программе. Но для этого у них нет ресурсов и необходимых навыков руководства, — объяснил он. — Прежде Россия была великой космической державой. Но все понимают, что это ее величие осталось в прошлом».
Scientific American (США)