В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Статьи

Как Россия планирует замещать зарубежные авиационные двигатели

В появилось конструкторское бюро по созданию новых двигателей для самолётов и БПЛА. Его костяк составили учёные Самарского госуниверситета. Финансирование исследований будет обеспечивать ПАО «ОДК-Кузнецов». Поволжские специалисты поставили перед собой амбициозные задачи по разработке нового газогенератора и малогабаритных моторов для отечественных дронов, включая военные образцы. Как считают эксперты, деятельность самарского КБ укладывается в политику импортозамещения. Результатом работы специалистов должна стать ликвидация дефицита поршневых двигателей в российской беспилотной авиации.
Как РФ планирует замещать зарубежные авиационные двигатели
Фото: РИА Новости © Минобороны РоссииРИА Новости © Минобороны России
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева совместно с ПАО «ОДК-Кузнецов» займётся созданием линейки перспективных энергоэффективных авиационных двигателей, сообщается на сайте вуза.
С этой целью в структуре высшего учебного заведения учреждено конструкторское бюро, заявил научный руководитель Института двигателей и энергетических установок Самарского университета .
«Конструкторское бюро создано для решения крупных, масштабных задач по разработке и производству новых энергоэффективных двигателей для самолётов и беспилотников. У нас в университете есть целый ряд крупных институтов и лабораторий с необходимыми компетенциями, но их компетенций по отдельности недостаточно, чтобы решать подобные задачи, такие проекты требуют интеграции, и под это должна быть создана отдельная структура», — цитирует Ермакова центр вуза по связям с общественностью.
Первым проектом поволжских инженеров станет разработка унифицированного газогенератора, который является «сердцем» авиадвигателя. Предполагается, что на его основе будут созданы несколько силовых агрегатов с различными параметрами. Создание газогенератора должно завершиться в течение трёх лет. Финансирование работ обеспечит ПАО «ОДК-Кузнецов», также расположенное в .
КБ университета поставило перед собой амбициозную задачу — превзойти по экономичности российский перспективный двигатель ПД-14. Удельный расход топлива поволжского газогенератора должен составить 0,48 кг/кгс/ч (килограмма на килограмм-сил (мощности, тяги) в час). У ПД-14 этот показатель оценивается в 0,52 кг/кгс/ч.
По словам Ермакова, «в настоящее время двигателей с таким удельным расходом просто не существует, можно сказать, это будет двигатель другого поколения». Учёный подчеркнул, что самарцам предстоит справиться с чрезвычайно сложной инженерной задачей.
В свою очередь, ректор Самарского университета заявил, что новое КБ должно помочь решить ряд масштабных задач, стоящих перед двигателестроительной отраслью России. Кроме того, он ожидает, что конструкторское бюро в стенах вуза станет «тем звеном, которое свяжет между собой сферы науки, образования и производства».
ПАО «ОДК-Кузнецов» специализируется на модернизации, производстве и обслуживании силовых агрегатов для стратегической авиации РФ, жидкостных ракетных двигателей и газотурбинных установок для наземного использования.
По современным технологиям
Помимо разработки газогенератора, в планы КБ Самарского университета входит создание малоразмерных газотурбинных и поршневых авиадвигателей, которыми могут оснащаться лёгкие самолёты и беспилотники военного и гражданского назначения. Как уточняется на сайте вуза, в РФ такие агрегаты «практически не разрабатываются и не производятся».
Тяга перспективных двигателей должна составить от 150 до 300 кгс (килограмм-сил). Как сообщил Ермаков, «это очень крупные проекты, договоры по которым в перспективе могут составлять суммы до миллиарда рублей». По его словам, поволжские конструкторы будут проектировать и производить поршневые моторы по современным технологиям.
«В отличие от полноразмерных авиадвигателей, масса которых исчисляется, как правило, тоннами, а габариты — несколькими метрами, малоразмерные авиадвигатели могут вполне уместиться на обычном письменном столе», — поясняется на сайте вуза.
Как отметили эксперты, поволжские инженеры поставили перед собой сложные, но выполнимые в перспективе задачи. По мнению аналитиков, с советских времён в Самаре существует развитая конструкторская школа, потенциал которой могут в полной мере раскрыть анонсированные Ермаковым проекты.
«Самарский государственный или бывший Куйбышевский авиационный институт — это замечательное учебное заведение, очень сильное. В Самаре находится мощный научный центр со своими традициями, позволяющими развивать отечественное двигателестроение», — сказал в беседе с RT эксперт рабочей группы «АЭРОНЕТ» .
Аналитики полагают, что деятельность нового российского КБ будет иметь большое значение для совершенствования отечественной беспилотной авиации, которая пока продолжает испытывать нехватку прежде всего поршневых двигателей российского производства.
Как говорится в материалах (ЦИАМ), данный тип силовых агрегатов оптимально подходит для установки на БПЛА среднего класса взлётной массой до 1 т. Поршневые двигатели обладают малым удельным расходом топлива, а их эксплуатационный час обходится дешевле, чем у газотурбинного мотора.
На стадии импортозамещения
Разработка двигателей для нужд беспилотной авиации — новая область компетенций для России. До введения санкций силовые агрегаты для БПЛА приобретались за рубежом. Например, на многофункциональный беспилотный комплекс «Орион» с полезной нагрузкой в 200 кг устанавливался австрийский поршневой двигатель Rotax 914. В рамках ремоторизации данного БПЛА отечественная компания «Агат» разработала аналог — АПД-110/120.
Также российские предприятия смогли найти замену австралийскому двигателю Jabiru 2200, на котором летали беспилотники семейства «Форпост». Ранее эти дроны производились по израильской лицензии, но сейчас они оснащены исключительно отечественной аппаратурой и силовыми установками АПД-85. Обновлённый в рамках импортозамещения «Форпост» дебютировал в небе в августе прошлого года.
Считается, что первый отечественный малоразмерный двигатель для беспилотников был создан в 2015 году предприятиями (ОПК). Он оказался дешевле и технически совершеннее иностранных моторов.
«В России до недавнего времени не занимались двигателями для беспилотных летательных аппаратов, использовали зарубежные. У них другая конструкция — менее удачная, на наш взгляд. В нашем двигателе есть система ограничений по вибрациям, по температурам, давлению. Он обеспечивает полёт БПЛА на высоте свыше 6 тыс. метров, его вес — около 30 кг», — цитирует РИА Новости представителя ОПК.
На сегодняшний день не все отечественные БПЛА получили отечественные моторы. Например, на широко распространённом в войсках РФ тактическом беспилотнике «Орлан-10» установлен малогабаритный двигатель внутреннего сгорания японской марки Saito.
Ожидает замены на российский аналог и новейший аппарат «Корсар», который впервые был представлен широкой публике на репетиции Парада Победы в 2018 году. Масса дрона составляет 200 кг, радиус боевого применения — до 200 км. БПЛА оснащался агрегатами итальянской Zanzottera Technologies, которые не выдержали испытаний.
Для разведки и поражения
Между тем развитие беспилотной авиации является одним из приоритетов развития Вооружённых сил РФ. Отечественные БПЛА получили боевое крещение в Сирии в боях против незаконных вооружённых формирований. Их применение позволило ВКС наносить высокоточное поражение объектов боевиков.
«Оснащение войск беспилотными летательными аппаратами позволит значительно повысить эффективность их применения, а также обеспечить сокращение потерь личного состава», — заявил в августе 2020 года в интервью газете «Красная звезда» заместитель главкома ВКС РФ генерал-лейтенант Сергей Дронов.
Военачальник заявил, что в 2021 году в российскую армию начнут поступать многоцелевые БПЛА большой дальности и продолжительности полёта, способные вести разведку и наносить удары боеприпасами в стратегической глубине.
Как отметил в беседе с RT главный редактор журнала «Арсенал Отечества» , ликвидация дефицита двигателей для дронов различного класса позволит снять преграды на пути дальнейшего развития беспилотной авиации РФ. По его словам, в настоящее время Россия «в ускоренном порядке» проводит замещение импортных моторов.
«Нехватка авиационных двигателей малой и средней мощности — следствие в том числе отсутствия внимания к этой сфере в СССР. Этой школы попросту не было, и когда у России появились БПЛА, то пришлось закупать иностранные двигатели. В условиях санкций такая зависимость недопустима. Я думаю, что формирование КБ на базе Самарского госуниверситета с опорой на опытное производство «ОДК-Кузнецова» позволит нашей стране создавать двигатели нового поколения», — подытожил Мураховский.