Ars Technica (США): НАСА раскрывает подробности планируемых полетов с посадкой на поверхность Луны — и они довольно интересные
Есть множество причин скептически относиться к тому, что НАСА к 2024 году на самом деле воплотит в жизнь программу полета астронавтов на Луну «Артемида» (Artemis) для посадки астронавтов с высадкой на Луну. Дело в том, что Конгресс, возможно, не одобрит дальнейшее финансирование программы, строительство большой дорогостоящей ракеты НАСА осуществляется со значительным нарушением запланированных сроков, и с программами исследования глубокого космоса со времен «Аполлона» (Apollo) судьба была сурова. Однако если в течение следующего десятилетия полеты с посадкой на Луну состоятся, они могут значительно превзойти то, чего агентство НАСА достигло в рамках программы «Аполлон» полвека назад.
Ученые НАСА Джон Коннолли (John Connolly) и Ники Веркхайзер (Niki Werkheiser) выступили в среду на ежегодном собрании Аналитической группы по исследованию Луны (Lunar Exploration Analysis Group) и представили более подробную информацию о запланированных агентством полетах астронавтов в 2020-е годы.
Около недели
Во время первого полета с высадкой на Луне два члена экипажа останутся на Луне на срок около шести с половиной суток — в два раза дольше, чем находились на поверхности астронавты, которые высаживались на Луну в рамках программы «Аполлон». На поверхности Луны два астронавта проведут до четырех выходов в открытый космос, выполняя различные научные наблюдения, включая отбор проб водяного льда. «У нас с самого начала будет очень насыщенная полноценная научная программа», — сказал Коннолли.
Единственная существенная разница между этим первым полетом с высадкой на Луну и полетами в рамках программы «Аполлон» заключается в том, что НАСА намерено предварительно разместить на поверхности оборудование, включая негерметичный ровер для астронавтов, чтобы те использовали его во время своих выходов в открытый космос. В соответствии с планами НАСА этим ровером можно будет управлять дистанционно — это будет похоже на функцию «умного вызова» («Smart Summon») электромобиля «Тесла», только на Луне.
Коннолли обсудил места посадки корабля по программе «Артемида» вблизи южного полюса Луны, отметив, что во время коротких «поездок» на расстояние от 5-15 километров, что вполне соответствует возможностям вышеупомянутого ровера, можно будет добраться до некоторых «постоянно затененных областей» на поверхности Луны. Ученые считают, что за миллиарды лет в этих затемненных областях, где стены кратера препятствуют проникновению солнечного света, скопился лед.
НАСА также изучает освещение Южного полюса вдоль хребтов этих кратеров, куда в течение лунного лета почти постоянно попадает солнечный свет. Например, сказал Коннолли, в период с октября 2024 года по февраль 2025 года вдоль края кратера Шеклтон (на 89,8˚ южнее) будет почти постоянное солнечное освещение. Это важно для производства солнечной энергии.
Еще один полет по программе «Артемида» запланирован на 2025 год, а доставка на поверхность Луны ровера с герметизированной кабиной планируется уже в 2026 году. Это позволило бы совершать гораздо более длительные «поездки» с места высадки. По словам специалистов НАСА, до конца десятилетия для выполнения полетов длительностью в две недели они смогут увеличить число членов экипажа до четырех человек и начать создавать установки для добычи водяного льда и производства кислорода.
Цель, по словам Коннолли, будет состоять в том, чтобы отправиться на Луну для создания там постоянно обитаемого поселения, а также базы для возможных полетов человека на Марс. «Мы собираемся провести на Луне некоторые испытания для полетов на Марс, но мы также рассчитываем на длительное пребывание на поверхности Луны», — сказал он.
На состоявшемся в среду собрании, посвященном полетам на Луну, ученые также интересовались образцами лунного грунта. В ходе обсуждения человеческих посадочных модулей, которые НАСА планирует использовать в 2024 году и дальше, Грег Чаверс (Greg Chavers), инженер из Центра космических полетов имени Маршалла, сказал, что у агентства есть планы на этот счет. Компании, предлагающие построить посадочный модуль для NASA, должны будут обеспечить возможность доставки на Землю образцов лунного грунта общим весом не менее 35-100 килограммов. Компании-претенденты будут оцениваться, в частности, по их способности создать корабль, имеющий возможность доставлять на Землю образцы, сказал он.
Одним из недостатков в отношении возможности доставки на Землю образцов является космический корабль «Орион» (Orion), который доставит астронавтов с лунной орбиты на Землю. По словам Чаверса, на «Орионе» нет специально отведенного места для ящика с образцами грунта, взятыми с лунной поверхности. «Мы просто не знаем, какие будут возможности», — сказал Чаверс, имея в виду наличие на «Орионе» места для размещения образцов грунта для доставки на Землю. Похоже, это важный нюанс, по которому надо будет договориться.
Ars Technica (США)