Войти в почту

Главные версии трещины в «Союзе»

Специальная комиссия по изучению причин появления микротрещины на космическом корабле «Союз МС-09» рассматривает несколько версий её возникновения. Дефект, приведший к утечке воздуха, был обнаружен на Международной космической станции (МКС) 29 августа. К настоящему моменту проблема не стоит остро — жизни экипажа ничего не угрожает. Продолжаются наблюдения за давлением на борту.

Метеорит или брак: почему треснул «Союз»?
© NASA/ZUMAPRESS.com/Global Look Press
«Специальная комиссия разбирается, изучает в первую очередь фото- и видеоматериалы, сделанные экипажем на борту станции. Пока до конца не понятно, был это микрометеорит, космический мусор или какой-то производственный брак. Рассматриваются все версии», — приводит «РИА Новости» слова источника, хорошо знакомого с проблемой.

Во время испытаний на герметичность корабля «Союз МС-09» на Земле, а также в течение двух месяцев его пребывания на орбите никаких проблем с непроницаемостью выявлено не было.

«В этой связи приоритетными всё же считаются версии о внешнем воздействии на обшивку корабля», — рассказал источник.

Эксперт напомнил, что на низкой околоземной орбите скорость полёта составляет восемь километров в секунду, и даже некрупный предмет обладает большой пробивной силой, сопоставимой с силой попадания пули.

Как уже сообщалось, сформирована специальная комиссия по изучению нештатной ситуации. Она состоит из специалистов госкорпорации «Роскосмос», Ракетно-космической корпорации «Энергия» (производит корабли «Союз») и головного научного института ракетно-космической отрасли ЦНИИмаш.

Напомним, пилотируемый корабль «Союз МС-09» с тремя членами экипажа — Сергеем Прокопьевым («Роскосмос»), Александром Герстом (Европейское космическое агентство) и Сереной Ауньон-Чэнселлор (NASA) был запущен с космодрома Байконур к Международной космической станции (МКС) 8 июня 2018 года. На МКС их встретили члены миссии МКС-55/56 — космонавт «Роскосмоса» Олег Артемьев и астронавты НАСА Эндрю Фойстел и Ричард Арнольд, которые находятся в космосе с 21 марта 2018 года.

Предполагалось, что экипаж «Союз МС-09» проведёт на орбите 187 суток. В задачи входила работа с транспортными грузовыми кораблями «Прогресс МС» и Dragon и выполнение программы из 55 научных прикладных исследований и экспериментов.

Утечка воздуха

Диспетчеры полёта миссии в Хьюстоне и Москве заметили падение давления на МКС 29 августа вечером. После тщательного обследования отсеков 30 августа экипаж обнаружил отверстие в 2 мм в российской части станции. «Хотя утечка воздуха через это отверстие была небольшой, но если бы она не была замечена, то у экипажа закончился бы воздух через 18 дней», — пишет британское издание The Telegraph.

Как оказалось, диаметр пробоины в бортовом отсеке пилотируемого корабля «Союз МС-09» составляет 3−4 мм, о чём российские члены экипажа МКС в ходе трансляции их переговоров с Центром управления полётами, которую ведёт со станции NASA. Микротрещина, через которую шла утечка воздуха, обнаружилась на стене за ассенизационно-санитарным устройством «Союза». Повреждение было обнаружено путём поочередного закрытия люков к каждому модулю. Александр Герст первоначально заткнул зазор пальцем, прежде чем заклеить дыру, чтобы предотвратить утечку воздуха в космос.

Космонавтам пришлось компенсировать потерю давления надувом воздуха из баков пристыкованного к МКС грузовика «Прогресс».

Мнения по поводу устранения утечки разошлись. Российские космонавты предложили установить заплатку с помощью герметика и медицинской марли. Командир экипажа астронавт NASA Эндрю Фейстел во время переговоров с Хьюстоном и Москвой предложил подождать еще 24 часа для того, чтобы обсудить другие возможные варианты устранения проблемы. Фейстел не советовал торопиться, поскольку угрозы жизни экипажа нет.

Однако вечером 30 августа российские космонавты всё же заделали отверстие специальным герметиком — Сергей Прокофьев «использовал эпоксидную смолу на прокладке из марли, чтобы закрепить отверстие», как сообщает NASA.

В настоящий момент модуль отсоединён от станции.

Мнение Рогозина

Как уже сообщал Ntws.ru, гендиректор Роскосмоса Дмитрий Рогозин 30 августа подробно рассказал журналистам, что происходит на МКС. Он пояснил, что проблема была в бортовом отсеке российского корабля «Союз МС» номер 739 («Союз МС-09»).

«Обнаружена микротрещина, скорее всего, это внешнее повреждение. Конструкторы считают, что это результат [попадания] микрометеорита», — сказал Рогозин.

На корабле находится весь необходимый ремонтный комплект, рассказал глава Роскосмоса.

Астронавты уже покинули российский сегмент, поскольку мы преодолели самую острую фазу решения данной проблемы. Остался наш германский коллега (Александер Герст), который на этом корабле и прилетел в июне, — уточнил Дмитрий Рогозин.

«Ничто не угрожает жизни и здоровью экипажа, корабль, скорее всего, будет сохранён в результате использования ремонтного комплекта для локализации этой утечки», — сказал он.

Выхода в космос для ремонта «Союза» не потребуется, считает Рогозин: «Если утечка воздуха идёт изнутри в космос, значит пластину лучше ставить именно изнутри. В силу давления она будет лучше крепиться».

В результате проблему удалось локализовать, резюмировал глава Роскосмоса.

Технологический брак или космический мусор?

ТАСС, ссылаясь на источник в российской ракетно-космической отрасли, сообщал ранее, что пробоина в «Союзе» могла образоваться как из-за внешних причин [попадание микрометеорита или космического мусора], так и вследствие дефектов внутренней обшивки корабля.

Эксперты, к которым обратился The Telegraph, склоняются к версии внешнего повреждения. Издание подробно рассказывает о том, как замусорено пространство вокруг Земли: с 1957 года было произведено более 5250 запусков, что в конечном итоге привело к появлению более 23 000 отслеживаемых объектов на околоземной орбите. Из них около 1200 спутников работают, остальное — мусор, не несущий никакой полезной цели. Многие заброшенные объекты взорвались или разбились, создав, по оценкам экспертов, 750 000 обломков размером более 1 см и 166 млн обломков размером более 1 мм, вращающиеся вокруг земного шара со скоростью почти 50 тысяч километров (30 000 миль) в час. Космический мусор представляет серьёзную опасность для МКС. Однако внештатная ситуация с «Союзом МС-09» — первый случай, когда был нанесён значительный ущерб, пишет The Telegraph.

Руководитель российского Института космической политики Иван Моисеев, однако, придерживается иной версии.

«У руководства первая мысль — попал мусор, попал метеорит. Но это лишь потому, что в этом случае они не несут ответственности за происшедшее. На самом деле попадание метеорита или мусора в корпус космического корабля — крайне редкая вещь. То, что сейчас происходит на МКС, совершенно не похоже на последствия попадания метеорита».

Специалист продолжил:

«Это явно технологический сбой, технологический брак, который выявился в процессе эксплуатации. Так бывает в 99,9% случаев. А микрометеориты и мусор — они попадают в станцию, но таких последствий вызвать не могут».

В настоящее время все системы МКС работают стабильно. Жизни экипажа ничего не угрожает.

Иван Моисеев, руководитель российского Института космической политики:

«Информация, которая поступает из Роскосмоса, очень противоречивая. Очевидно, что в проблеме пока не разобрались. Если трещина действительно обнаружена и её удалось заклеить, то всё вернётся на круги своя. Если нет, то придётся предпринимать резкие меры. По падению давления — это 0,06 мм в час. Это означает, что через неделю там уже невозможно будет работать. Объем утечки сравнительно небольшой — 2−3 кубических метра. Запасов МКС хватит, чтобы восполнять давление в отсеке. Но если ситуация ухудшится, то отсек придётся полностью изолировать. «Союз» состоит из трёх отсеков — служебный, который изначально негерметичен; спускаемый аппарат, на котором космонавты должны возвращаться, и бытовой отсек, который стыкуется непосредственно к станции. И вот в этом бытовом отсеке произошла утечка. Сам по себе этот отсек уже практически не нужен — он понадобится только в момент, когда космонавты станут покидать станцию. И то, им совершенно не обязательно долго находиться внутри него — они могут сразу перейти в спускаемый аппарат для возвращения на Землю. Но попасть в спускаемый аппарат, минуя бытовой отсек, невозможно. И если окажется, что в бытовом отсеке на этот момент будет пониженное давление, то это уже становится проблемой. Варианты есть, но ситуация, безусловно, внештатная".

Олег Мухин, президент Санкт-Петербургской федерации космонавтики:

«Возможно, модуль придётся изолировать и закрыть. Станция большого размера, и хотим мы или не хотим, но включаются двигатели, меняется орбита станции — что-то могло произойти. Трещина могла возникнуть от перегрузок самой конструкции, и, если она внутренняя — это не столь опасно. Если продолжится выход воздуха через трещину — тогда это трагедия. Надо смотреть конкретно. Если космонавтов не эвакуируют, то, значит, не всё так страшно. Был случай, когда во время стыковки «Союз» немного промахнулся мимо стыковочного узла «Мира». Но ничего страшного тогда не произошло, перестыковались. Выходили в открытый космос тогда трое космонавтов, отключали блок. МКС покрыта специальным антиметеорным покрытием, чтобы метеор не попал в неё и не пробил обшивку. Для станции пробоина страшна, поскольку тогда неизбежна потеря воздуха. Остальные возможные причины утечки воздуха — технологические сбои, которые могут возникнуть как в космосе, так и на Земле. Сейчас будут разбираться в проблеме, на Земле будут проводить разного рода эксперименты, как помочь в данной ситуации. Внеплановая эвакуация — дело непростое, надо готовить космический корабль, ракету готовить. По плану следующий экипаж полетит только 6 октября".

Александр Железняков, академик Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского:

«Сейчас комиссия будет разрабатывать методику устранения неисправности. И только в том случае, когда специалисты убедятся в безопасности возвращения экипажа на Землю на этом корабле, будет предпринята эта операция. В данный момент корабль отделен от отсеков станции, все идет в рабочем порядке. Даже если представить гипотетическую ситуацию, что эта трещина оказалась такой, что ее невозможно заделать на орбите. Тогда придется следующий корабль отправлять беспилотным, и на нем эвакуировать экипаж. Во главе угла стоит жизнь космонавтов, поэтому все необходимые меры будут приняты. Но я думаю, что будет разработана методика, которая позволит устранить утечку и сделать возвращение безопасным".

(Цитата из выступления Александра Железнякова в эфире радио Sputnik)