Одна российская ракета все-таки долетела до Америки
Примерно четверть века назад президент Борис Ельцин заявил, что российские ракеты больше не направлены на американские города. Но тогда же – об этом мало кто знает – в сторону США из России была запущена ракета. И достигла цели.
– Кем ты хочешь быть? – Космонавтом!
Отлично помню эти вопросы и ответы из 60-х. Взрослые и дети обожают космонавтов. Вот я, маленький, плачу: жаль Комарова. В фильме «Внимание черепаха» школьникам велят надеть костюмы их будущих профессий, и они (кроме одного – одетого дворником) приходят в скафандрах. Я не удивлен. Но есть вопрос: где они их взяли? Хочу скафандр. И не я один.
Выходят ленты «Москва – Кассиопея» и «Большое космическое путешествие». С полета Гагарина прошли годы, а залы полны. Дети смотрят вслед своим ровесникам, ведущим корабли «Астра», «Заря» и «Пушкин» – из фильма «Через тернии к звездам»…
К звездам хотят все. Вот и Ричард Брэнсон рассказывает, как с детства мечтал о космосе. Но годы шли, а мир не делал ничего, чтоб ему помочь.
Пришлось действовать самому – создавать компанию Virgin Galactic. И только что – в октябре – сообщать в СМИ, что он запустит свой корабль (без людей) через три месяца. А сам готов лететь через полгода.
SpaceX и Blue Origin планируют запуски во втором полугодии 2018-го. И это не только триумф технологий, но и, видимо, одно из ключевых социальных изобретений эпохи. Частная инициатива рвет ткань повседневности, осуществляя мечты.
Легенда, что космос навеки застолбили правительства, уходит в прошлое. Во всяком случае – вне России.
Между тем, первый частный космический корабль (хоть и без пилота) запустили у нас. Речь об уникальном перелете «Европа-Америка 500».
Четверть века назад – в ноябре 1992 – ракета-носитель «Союз» стартует с космодрома «Плесецк» и выводит на орбиту спутник «Ресурс-500». Он достигает высоты 237 километров, спускается и приводняется у побережья США близ Сиэтла.
Это время открытий. Мир осваивает находки информационных технологий. Но разве эти инновации – это одновременно не социальные изобретения? И если — да, то их нужно внедрять в России.
Так, в рамках проекта San Francisco – Moscow Тeleport при поддержке академика Евгения Велихова в Москве запускают первый терминал электронной почты. Это делают бизнесмен-калифорниец Генри Дейкин и сибиряк, спецкор «Комсомолки» Геннадий Алференко. Тот, что на излете советской эпохи с группой стратегически мыслящих людей создает Фонд социальных изобретений (ФСИ) – первый частный фонд в стране. Это он организует перелет «Европа-Америка 500».
Здесь стоит вспомнить 1992-й. Это важно. Хотя делать это не любят. Ведь в его первый день своим Указом от 6 декабря предыдущего года президент Ельцин «отпускает» цены. Президент Леонид Кравчук подчиняет войска бывшей Советской армии своему главному командованию и вводит собственную пред-валюту.
Республики СССР одна за другой ратифицируют Беловежские соглашения, печатают деньги и формируют армии. Армения и Швейцария устанавливают дипотношения. Идет распад Югославии – война, зверства, гибель. В Карабахе и Таджикистане – тоже. Талибы берут Кабул.
Не все хотят вспоминать эти новости. Но с ними забывают и другие: в России закрыта последняя колония для политзаключенных. Страны G7 создают особый фонд для поддержки рубля. Король Испании подтверждает отмену Альгамбрского эдикта 1492 года об изгнании евреев и просит прощения. Президент России подписывает соглашение «О взаимопонимании» с президентом США.
А незадолго до того объявляет: наши ракеты не нацелены на американские города.
Ее запуск – совместная затея осваивающего новые миры только что ожившего в России бизнеса и гениев из прежде секретных КБ (например – конструктора Александра Базлова). А соберет их, сплотит и превратит инициативу в проект президент ФСИ Геннадий Алференко. Плюс – привлечет знаменитого американца Боба Уолша – миллионера и инициатора Игр Доброй воли. Тот всегда считал главным в жизни оригинальность мышления и творчество. Его влечет своеобразие замысла – межпланетный корабль летит не с планеты на планету, а с континента на континент. Причем с мирным грузом.
Как вам кажется: это – просто? Объединить в пул Самарское ЦCКБ генконструктора Дмитрия Козлова, завод «Прогресс» гендиректора Анатолия Чижова, фирму «Инновация» Михаила Соколова, АО «Гарант» и главу его Совета директоров Илью Баскина, а также банк «Санкт-Петербург» и его президента Юрия Львова. Говорите: «Нет?» Вы правы. А Алференко – смог.
Специалисты вспоминают: «подготовка ракеты-носителя и аппарата «Ресурс-500» была штатной». Вес спутника – 6 тонн. Спускаемая капсула – шар диаметром 2,3 метра сделанный из космических сплавов. Внутри – приветствие президента Ельцина; послания Михаила Горбачева, Далай-ламы, Маргарет Тэтчер, Нурсултана Назарбаева; образцы продукции российских и европейских фирм – лидеров в своих отраслях; американских компаний, успешно работающих в Европе и в России.
Дельцы c небогатым воображением слали в США пачки купюр, погашенных выпущенным к событию штемпелем.
Полетели в Америку и рисунки учеников из школы искусств города Мирный.
Этот первый частный запуск не стоил государству ни рубля.
Церемонию официальной встречи капсулы назначили в Центре авиа- и ракетостроения «Боинг». Американские СМИ энергично писали о проекте. Ждали: вот недавний противник все ближе на острие звездной иглы. Но – с миром. Еще недавно о таком никто и мечтать не мог! А может ли сейчас? Несмотря на совместные полеты на МКС…
На седьмые сутки началось торможение. Капсула приводнилась в Тихом океане за 20 минут. Так в год Космоса, 35-летия запуска первого спутника Земли, 35-летия создания Европейской Комиссии и 500-летия открытия Америки она доставила послание мира и дружбы Старого света – Новому.
Тогдашний Патриарх Всея Руси Алексий II благословил перелет и отправил с ним свое поздравление с 200-летием православия в Америке.
Претворение идеи с часа ее рождения заняло 150 дней.
22 ноября океан бушевал. Cемь баллов. Корабль «Маршал Крылов» нашел капсулу. Но достали ее с трудом. А чтобы доставить ее в Сиэтл, Алференко пришлось проявить и мужество, и находчивость. Но это – особая история. Встретили ее пышно и восторженно. И под веселые клики толпы провезли по улицам города на машине «Синяя птица».
В те дни казалось: перелет «Европа-Америка-500» еще раз доказал: конфликты позади.
Отныне задача, как ее видели авторы проекта – конвертировать военно-промышленный потенциал в гражданскую сферу. Мирный маршрут из России в Америку проложен. Как и путь к частной космонавтике.
Вторая догадка оказалась верной. А вот первая… Скажет ли сегодня кто-нибудь, что планы конверсии не были фантазиями идеалистов? Кто вспомнит о надеждах на мир, понимание и выгодное партнерство? На то, что доверие между Россией и США, между Востоком и Западом достижимо. Кто расскажет о тысячах российских предпринимателей, направленных Фондом социальных изобретений на стажировку в Америку? О детских обменах? Об открытом ФСИ в конце 80-х прямом авиамаршруте Сибирь – Аляска? О дружеских визитах ветеранов Вьетнама и Афганистана? О тысячах сложных протезов и инвалидных кресел, подаренных американцами российским солдатам, получившим увечья на той войне?
Эти и сотни других проектов – частные инициативы. Мотор развития гражданского общества и коммуникации поверх границ. Таково большинство великих социальных и гуманитарных прорывов. От властей им нужно одно: умеренность в их стремлении контролировать всё и вся; внимательное невмешательство; и если нужно – помощь (вроде корабля в поисках капсулы).
Если, как писал Джон Локк, «частная собственность – основа свободы», то частная инициатива – ключ к развитию обществ, идущих к величию через успех в делах. Так учит история. Попытки это оспорить кончались не в пользу попыток. Частная инициатива мощна как Божий дар и необъятна как космос. А Земля достойна того, чтоб взглянуть на нее со стороны.