Войти в почту

Больше усилий — больше результат: понимает и младенец

Уже в возрасте 10 месяцев дети предполагают, что награда должна быть сопоставима с затраченными усилиями, выяснили психологи из Массачусетского технологического института.

Младенцы сопоставляют награду с затраченными усилиями
© EvgeniiAnd / Фотодом / Shutterstock

Наблюдая за действиями другого человека, мы видим больше, чем просто движения тела в пространстве — для нас они наделены смыслами. В частности, мы всегда оцениваем цель, какую достигает человек тем или иным действием. Новое исследование американских психологов показывает, что такое видение есть даже у младенцев, которым не исполнилось и года.

Ученые провели три эксперимента, участниками которых стали в общей сложности 80 детей в возрасте около 10 месяцев. Детям показывали на экране, как анимационный герой проходит через ряд препятствий на пути к своей цели: он мог перебираться через низкую или высокую стенку, перепрыгивать большую или маленькую яму и тому подобное. В конце пути героя на экране ждала награда, а точнее выбор из двух наград — побольше и поменьше. Время, в течение которого дети следили за каждой ситуацией, тщательно фиксировалось.

Если герой выбирал меньшую награду, пройдя при этом сложные испытания, то дети особенно внимательно следили за ситуацией — время просмотра видео в таком случае всегда было больше. Авторы работы интерпретируют это как удивление ситуацией. То есть дети ожидали, что выбор будет за той наградой, что соответствует предпринятым усилиям.

При этом дети способны оценивать именно затраченные физические усилия, а не просто пройденную длину маршрута или высоту прыжка — при разных сочетаниях этих переменных младенцы верно ожидали большой награды при больших затраченных усилиях.

Однако, по мнению авторов работы, остается вопрос для будущих исследований — как именно дети делают такой вывод о затраченных усилиях, из собственного опыта преодоления различных препятствий (который пока не слишком большой) или проводя некоторую мыслительную работу.

Статья опубликована в журнале Science.

Ранее ученые узнали, что обилие картинок в книжках скорее мешает, чем помогает маленьким детям учить новые слова.