Выпускники Школы-студии МХАТ выступили против назначения Константина Богомолова

Выпускники Школы-студии МХАТ выступили против назначения Константина Богомолова
© BFM.RU

На прошлой неделе Константин Богомолов стал и.о. ректора Школы-студии МХАТ после смерти Игоря Золотовицкого. Поводом для возмущения выпускников стало не личное отношение к кандидату и к его творческому методу (хотя у многих и он вызывает вопросы), а преемственность и право называться семьей. Весь период существования школу-студию — от Олега Ефремова и Олега Табакова до Анатолия Смелянского и недавно ушедшего Игоря Золотовицкого — возглавляли люди, вышедшие из стен МХАТа, прошедшие путь от студента до мастера под руководством мхатовских учителей. Смелянский, к слову, выпускником школы-студии не был, но долгое время работал там при Ефремове. Назначение Богомолова же эту традицию нарушает.

«Основа преемственности — не просто формальная передача должности, а живая, бережная передача этического кодекса и принципов русского психологического театра, завещанных Станиславским и Немировичем-Данченко, — говорится в обращении. — Именно такие лидеры создавали и хранили особое духовное пространство, которое для выпускников является не просто учебным заведением, а домом». А Константин Богомолов, будучи выпускником ГИТИСа и успешным приглашенным режиссером, не является носителем этой внутренней мхатовской культуры.

Ольга Любимова, объявляя о назначении, отметила, что Богомолов — фигура значимая в современном театре: заслуженный деятель искусств, успешный руководитель (Театр на Малой Бронной, сцена «Мельников») и педагог. С этим согласна и театральный обозреватель, редактор отдела культуры «Московского комсомольца» Марина Райкина:

— Он действующий толковый, современный, очень успешный режиссер. Он оказался хорошим управленцем, что было для меня совершенно неожиданно. Еще такое профессиональное за: мы берем опыт его работы в Театре на Малой Бронной с артистами — их никто не знал, а он их сделал звездами. Это говорит о том, что он хороший педагог, понимает, что хочет от воспитания артиста. Дайте человеку начать работать. А этот шум, как мне кажется, абсолютно на пустом месте.

— Главный аргумент — ректор должен быть корневым мхатовцем.

— А давайте рассуждать логично: таким же корневым мхатовцем должен быть худрук МХТ. Уже второй худрук МХТ не мхатовец: Женовач — ГИТИС, Хабенский — вообще из Питера. И что? Это похоже на раскачивание лодки, причем трусливое. Я всегда за то, что, если ты пишешь протестное письмо, тогда подписывайся.

Текст или скриншот письма опубликовали в соцсетях выпускники разных лет, в частности Марьяна Спивак, Антон Шагин, Варвара Шмыкова и Марк Богатырев. Подписывали ли они письмо, неясно. А Юлия Меньшова в дополнение к этому написала у себя: «Очень поддерживаю. И очень прошу внимания со стороны нашего министра к этому обращению как выпускница Школы-студии МХАТ, которую окончили и мои родители».

Авторы письма проводят параллели с другими московскими театральными школами —Вахтанговской и Малого театра, то есть в Щепкинском и Щукинском училищах, где строго блюдут внутреннюю кадровую преемственность. По словам авторов письма, «нарушение традиции ведет к разрыву, упадку и забвению нашего семейного прошлого».

Логика и досада авторов письма понятна, рассуждает театральный критик Глеб Ситковский:

Глеб Ситковский театральный критик «Действительно, традиция здесь нарушена. Каждая театральная школа старается каким-то образом сделать так, чтобы руководили люди, которые имеют отношение к этой школе. Все-таки это не машиностроительный техникум, очень многое зависит от истории этой школы, от того, как она создавалась. Действительно, мхатовская школа, школа Щепкинского училища, школа Щукинского училища или школа ГИТИСа — это совершенно разные направления. Всегда критик может, даже иногда не зная, что именно окончил тот или иной режиссер, угадать, какая школа у него в анамнезе. То же самое касается и актерской школы: там есть некие различия, достаточно тонкие, может быть, не всегда очевидные зрителю, но очень понятные профессионалам. Конечно, это важно».

Более того, открытые выборы руководителя всем сообществом школы — это тоже устоявшаяся традиция. Авторы письма предложили отменить назначение Богомолова и рассмотреть кандидатуры, чья судьба напрямую связана со школой-студией.