«Порядочный человек с мухоморным характером»: Михаил Боярский – глазами близких
Шляпы, мушкетеры, усы. Три темы, которые выводят Михаила Сергеевича из себя. Полвека он слышит эти вопросы. Автографы дает редко. С поклонниками почти не фотографируется. Те, кому отказал, передают легенду: «Боярский мизантроп!. Близкие артиста догадку подтверждают, но акценты расставляют иначе. Пусть, говорят, человек он едкий. Главное порядочный.
«Спойте нам, Михаил Сергеевич!
Журналисты однажды прокрались к нему… в больничную палату. Михаил Боярский тогда попал в аварию. Девушек в белых халатах выгонять не стал. Ответил, что чувствует себя хорошо, поблагодарил за интерес. В финале беседы попросил:
—Сейчас, пожалуйста, покиньте палату. Мне должны сделать укол.
Девушки закивали, но с места не двинулись. После немой сцены одна из них сказала:
—Михаил Сергеевич, а спойте нам что-нибудь, пожалуйста!
... Его музыкальность во многом помогла построить карьеру. Боярский всю жизнь искал в работе, прежде всего, лейтмотив.
«Это определяло тональность его ролей. Это та опора, на которую он всегда мог положиться. Которая очень помогала ему в создании тех героев, которых он сыграл
«Миша с гитарой никогда не расставался. Нужно просто помнить и знать то время, когда во всех подъездах, из всех окон лилась музыка. Миша был сын этого времени, считает народный артист России Сергей Мигицко.
Соседи по коммуналке на Гончарной улице тоже запомнили его как парнишку с гитарой. Боярский круглыми сутками слушал «The Beatles. Мечтал о своей группе. В школу ходил музыкальную при консерватории. Так решили родители артисты Театра имени Комиссаржевской.
«Я родился, когда слово «хлеб не было святым. Тогда его было вполне достаточно. И уж кто-кто, а наши родители всячески пытались компенсировать свой голод нашей сытостью.
Боярские во время блокады не смогли покинуть Ленинград. Пережили все 872 дня. Бабушка Михаила потомственная дворянка и выпускница Смольного института благородных девиц разгружала вагоны с мукой.
«После того, как все было завершено, она крылышком от курицы сгребала маленькие крохи муки, которые были смешаны с опилками, сгорели. И все равно это все было возможно съесть, рассказывал артист.
«Мама меня не так воспитывала: девушки и театр
Маленький Миша рос в пятидесятых. Единственного сына мама кутала в теплые вещи, запрещала есть мороженое на улице. Он чуть не погиб, когда ему исполнилось четыре года.
«Первый пожар, который я устроил загорелась от свечки на елке занавеска. И когда дядя Павлуша Боярский ладонями погасил, я от страха забрался под кровать, потому что думал: все, я спалил нашу семью, нашу комнату. Оказалось, все не так страшно. Меня взяли на руки и успокоили. Это запомнилось на всю жизнь. Этот страх перед пожаром остался до сих пор, поделился Михаил Сергеевич в интервью.
Продолжая дело династии Боярских, Михаил поступил в ЛГИТМиК Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Впервые на драматическую сцену он вышел в «Преступлении и наказании в роли студента-разночинца. Прокричал Раскольникову:
—Ишь, нахлестался!
Однокурсники вспоминали: в институте Боярский блистал. Носил длинные волосы и усы. Легко и красиво двигался. Таким его впервые увидела юная Лариса Луппиан. Девушка случайно заглянула в танцевальный зал, где занимались старшие студенты.
«Миша мне показался чрезмерно красивым. И я про себя подумала, что даже глаза слепит от таких ярких людей. Но, собственно, быстро про это забыла. А потом Михаил Сергеевич поступил на работу в Театр Ленсовета, при котором учился наш курс. Ребята много играли в массовках, на втором курсе у меня уже была большая роль. Он пришел позже, рассказывала артистка.
Боярский наслаждался театром и возможностью работать с Алисой Фрейндлих, Игорем Владимировым и другими звездами ленинградской сцены. Он быстро заработал репутацию «молодого и перспективного, а еще ловеласа. Сергей Мигицко вспоминал: «Мише завоевать девушку ничего не стоило: можно было спеть три песни и вперед, в кафе на свидание. Когда начали репетировать «Трубадура, тут уже не было сомнений, кто его сыграет. А я получил роль Осла в этом спектакле. И это было величайшее счастье! Я радовался так, словно это главная роль сезона!
Впрочем, сам Михаил Сергеевич утверждает: «первым на курсе себя не ощущал, тем более не стремился к романтическим подвигам: «Мама меня не так воспитывала. К тому же, моя индивидуальность для меня ничего не значила. Хотелось быть рядом. Всегда хотел быть с героями. Важно было быть причастным к ним, к этой потрясающей, сумасшедшей компании озорных и счастливых людей.
Слава Театра имени Ленсовета началась со спектакля Игоря Владимирова «Укрощение строптивой. Солировала Алиса Фрейндлих. Слуг играли молодые артисты, в том числе Боярский. Там-то его приметили для главной роли Трубадура в новом спектакле. Принцессу позволили выбрать самому. И он указал на Ларису Луппиан.
«Тогда у нас намека на отношения не было. Он выбрал меня, наверное, потому, что у меня длинные белые волосы были, и я очень хорошо двигалась. Когда начались сцены, так сказать, лирического склада танец Трубадура и Принцессы, который заканчивался поцелуем, тут что-то промелькнуло между мной и Мишей... рассказывала артистка.
После выхода «Мушкетеров ей пришлось столкнуться с атакой поклонниц: те звонили в дверь, закидывали провокационными письмами. Поползли сплетни о романе Боярского с коллегой.
«С Ириной Алферовой работать было легко, за исключением одного нюанса: она была женой моего друга Саши Абдулова. Поэтому мне нужно было исключить его ревность. Я всячески пытался уберечь ее от излишних проявлений своего внимания. Это никак не отразилось на Д'Артаньяне, а вот на мне, на Михаиле, отражалось довольно сильно, подчеркивал Михаил Сергеевич.
… С Луппиан они женились дважды. Сегодня вместе и дома, и на сцене Театра имени Ленсовета, которым руководит Лариса Регинальдовна. Но еще одна женщина, о которой Боярский думал в любую свободную минуту, действительно, была.
«Миша, при всей своей внешности хиппи, был домашний парень. На моем веку он каждый час названивал маме: «Алло, да! Ел, мамуля. А ты? Ну, целую! вспоминал Сергей Мигицко.
«Сумасшедший дедушка с «мухоморным характером
Елизавета Боярская в детстве не любила театр. Во-первых, он отбирал у нее родителей. Во-вторых, там они становились… чужими. Что тоже тревожило девочку.
«Дома родители естественно себя ведут, а на сцене они кого-то играют. И это как-то все не по-настоящему. Я не могла понять, почему люди, которые сейчас со мной разговаривали, выходят на сцену и начинают кого-то изображать.
Сегодня Елизавета Боярская заслуженная артистка России. Пока пропадает на съемках вместе с супругом, сыновья живут у бабушки с дедушкой.
«Папа абсолютно сумасшедший дедушка, он слабое звено в семье по отношению к внукам. Для него не существует никаких рамок, а мы с Максимом стараемся все-таки быть построже… Но понимаем, что такого дедушки ни у кого больше нет, и нужно быть благодарной Богу и вообще Вселенной, что нашим детям достался именно он, рассказывала Елизавета Боярская.
В последние годы артист почти не снимается. Старается посвящать себя семье и друзьям и поменьше появляться в людных местах.
«К Мише аккуратно присматриваться нужно. У него высокое чувство юмора, он хорошо шутит, знает огромное количество анекдотов, баек, рассказов. Миша умеет дружить. Он способен на хороший поступок. Он исключительно порядочный человек, считает народный артист России Сергей Мигицко.
Дома он часами читает Шопенгауэра, Экклезиаста, Толстого. Ищет смысл жизни, шутит супруга. И пока не находит. Так же, как и философы.
«Он едкий человек. Не могу сказать, что очень любит людей. Но понять его можно: публика его своей любовью задушила. Феноменально одаренный человек, Миша любит профессию, свою семью, друзей, свой город. А все остальное, вот эта мухоморность его ну, это уж чтобы не думали, что он такой хороший, смеется Лариса Луппиан.
Чаще всего муж, говорит Лариса Регинальдовна, недоволен. Прежде всего собой. Так уж научили родители: к искусству относиться трепетно.