Безразличие в обмен на любовь. Омский театр поставил вертеп про смешного человека

Театр куклы "Арлекин" представил моноспектакль-бенефис "Сон смешного человека" к юбилею своего актёра. В театре куклы, актёра, маски "Арлекин" 29 октября состоялся первый показ моноспектакля "Сон смешного человека" (12+) по одноимённому "фантастическому рассказу" Фёдора Достоевского. Режиссёром истории преображения и духовного возрождения человека, потерявшего вкус к жизни, выступил Никита Петрищев, а главную роль исполнил заслуженный артист России Дмитрий Войдак. На производство спектакля ушло 10 лет: первый раз о нём заговорили в 2014 году, когда Дмитрий Войдак заявил о желании поставить моноспектакль. На тот момент директором "Арлекина" был Станислав Дубков, который сказал: спектаклю быть, но актёр должен найти режиссёра и материал. Режиссёр Алексей Смирнов предложил рассказ Достоевского, но ему так и не удалось перенести литературный материал на сцену театра. Никита Петрищев исправил ситуацию. Спектакль рассказывает о смешном человеке, который равнодушен к себе и к другим, его съедает чувство вины, и вот-вот он готов переступить черту - застрелиться. Однажды ему приснился сон, изменивший всю его жизнь. Ему открылась божественная истина, что любви заслуживает каждый, и смешной человек решил, что с этих пор будет любить всё, даже тех, кто смеялся над ним, ведь в его душе больше нет зла. А его новое призвание - проповедь добра. Истина, любовь, потеря и обретение желания снова жить - получился спектакль-исповедь восставшего духом человека. "Сон смешного человека" стал бенефисом Дмитрия Войдака. Так театр отметил 25-летие творческой деятельности актёра. Однако сам артист признаётся: если бы постановку удалось показать зрителю раньше, то спектакль бы не приурочили к его юбилею. - Есть такие спектакли (и этот один из таких), отыграв который, ощущаешь приятную усталость. Чувствуешь не истощение от бессмысленного существования, а особое послевкусие. Чем тяжелее роль эмоционально и физически, тем сильнее после спектакля чувство лёгкости , - рассказал актёр Дмитрий Войдак. От абсолютного безразличия к себе и окружающим, от осознания, что всем всё равно, как живёт человек, независимо от того, близкий он или незнакомец, очерствевшее сердце героя проходит путь преображения. И смешной человек открывает для себя любовь - бескорыстную и всеобъемлющую. Тому, кто не мог найти ответы на вопросы бытия ни в науке, ни в религии, истина открывается во сне. И он понимает, что мир может стать лучше, если хотя бы один человек найдёт в себе добро и будет готов подарить его людям. А может, это и вовсе был не сон - эту загадку каждому зрителю придётся разгадать уже самостоятельно. - Этот человек просто запутался в себе, а после сна он по-настоящему проснулся, - поделился режиссёр спектакля Никита Петрищев. - Всегда тяжело начинать работу над спектаклем. Это путь в неизвестность. Но нужно взять себя в руки и вести за собой всю команду, довольно большую, которая задействована в спектакле. Есть такое определение таланта: талант - это степень искренности. Я могу сказать, что мне повезло работать с искренними людьми. Кстати, "Сон смешного человека" - это ещё и спектакль-вертеп. Вертеп - это народный кукольный театр, представляющий собой двухэтажный деревянный ящик, напоминающий сценическую площадку. В России такой вид театра появился в конце 17-го - начале 18-го века, его привезли из Польши. Сначала такие вертепы предназначались для разыгрывания библейских сюжетов. Во "Сне смешного человека" большой серый домик появляется тоже, а из его окон слышатся жестокие насмешки над смешным человеком. Зритель может прочувствовать всё одиночество человека, который просто не похож на остальных. Несмотря на то, что бенефис Дмитрия Войдака - моноспектакль, на сцене появляется ещё один актёр, который остаётся для зрителей практически незаметным. Виктор Капустян выступает помощником главного актёра: управляет куклами и передвигает декорации. Он признаётся, что самая благодарная роль для кукольника - незаметная. - Когда тебя вообще не видно, твоё актёрское внимание полностью направлено на то, что ты делаешь руками, на куклу. Это самое главное отличие от живого плана: внимание актёра тратится на пластику, мимику и текст. А когда у тебя роль без слов и всё действие только на кончиках пальцев, можно сосредоточиться только на обязанностях кукольника. И самый главный комплимент в таком "чёрном кабинете" - это удивление зрителя: где ты там вообще был, - рассказал актёр Виктор Капустян. Кстати, в Доме актёра тоже продолжает идти спектакль "Сон смешного человека" (12+) Ольги Постоноговой, о котором мы писали здесь . А о недавней её премьере и об американском поэте и прозаике Эдгаре По читайте на нашем сайте . Фото: скриншоты программы "Свободное время"

Безразличие в обмен на любовь. Омский театр поставил вертеп про смешного человека
© Омск Здесь