Эксперты прокомментировали решение SHAMAN зарегистрировать бренд «Я русский»

Решение SHAMAN зарегистрировать товарный бренд «Я русский» серьезно потрясло публику. Особенно, когда выяснилось, что под этим брендом певец планирует выпускать водку. Чем руководствовался главный патриот отечественной эстрады, принимая подобное решение? И удастся ли ему приватизировать название целой национальности? Товарные отношения Информация о том, что SHAMAN решил превратить название своей главной песни в товарный знак появилась на прошлой неделе. Согласно поданным в Роспатент двум заявкам под этим брендом, он сможет выпускать косметику, безалкогольные напитки, снеки и множества других товаров, а так же производить вино, ликеры, настойки и крепкий алкоголь. Это известие вызвало бурную реакцию. «Реальность куда смешнее и избитее всех мемов Святой Руси. Название водки от SHAMAN: «Я русский», — язвительно прокомментировала Ксения Собчак. Депутат Виталий Милонов заявил, что он категорически против того, чтобы певец приватизировал и монетизировал понятие «Я русский». «Честно говоря, если он подумал это сделать, то странна его логика мышления, если она присутствует», — заявил Виталий Милонов. Вообще-то звёзды частенько пытаются превратить личные имена в товарные знаки. Пустили в дело Звёздным первопроходцем в этом деле стала Алла Пугачева. Под брендом «Алла» она выпускала чипсы и обувь, французские духи, издавала один из первых глянцевых журналов в стране «Алла» и даже открывала одноимённое радио Кроме того, легенда советской эстрады зарегистрировала товарные знаки «Рождественские встречи», «Примадонна», «Кристина», а также «Мадам Брошкина» и «Баронесса фон Орбах». Более того, в середине 90‑х годов она официально закрепила за собой товарные знаки «Филипп Киркоров» и «Филипп», под которыми могли быть выпускаться стиральные порошки, фармацевтические, ветеринарные и гигиенические препараты, транспортные средства, мебель, чай и другие продукты и услуги. Сразу несколько товарных знаков лет десять назад зарегистрировала и Алина Кабаева. Среди них «Гимнастка Алина» и «Спортсменка Алина». Рената Литвинова так же превратила имя в товарный знак. Согласно патенту, ее инициалами могли быть маркированы продукты питания, медицинские средства, украшения, текстильные изделия, канцелярские принадлежности, мебель, алкогольные напитки и даже образовательные услуги. В своё время оформлял патент на своё имя и Иосиф Кобзон. В 2015 году свое имя в качестве бренда на все виды товаров и услуг патентовал Сергей Безруков. Таким образом он до 2023 года получил исключительное право на производство и оказание 453 видов товаров и услуг.А вот Яна Рудковская решила запатентовать имя мужа. Под брендом Евгения Плющенко предполагалось оказывать образовательные услуги в сфере физической культуры или выпускать спортивный инвентарь. Сейчас под его брендом действует «Академия фигурного катания «Ангелы Плющенко» Чужая строчка Впрочем, собственными именами звёзды частенько не ограничиваются. Так, в 2020 году Илья Резник судился с сетью детских садов «Маленькая страна». Маэстро требовал заплатить ему 180 млн рублей за использование названия песни, которое поэт зарегистрировал как товарный знак. В итоге владельцам сети из 60 садиков в 8 регионах стране было предъявлено обвинение по статье 180 УК России («Незаконное использование средств индивидуализации товаров»). В ответ владельцы сети подали иск по интеллектуальным правам на снятие защиты с товарного знака «Маленькая страна». Предприниматели суд выиграли. В итоге Роспатент снял с товарного знака защиту в области дошкольного образования. А за Резником осталось использование торговой марки в области развлечений. Николай Басков, кроме собственного имени и его производных — «Баскофф», «Баскоф драйв», «Николай Баскофф» — регистрировал на себя название «Золотая шарманка». Под этой маркой Басков собирался продавать ювелирные изделия, часы, одежду и даже продукты питания. А под брендом, названным без ложной скромности «Царь Николай», он планировал выпускать стиральные порошки, мыло и зубную пасту. Игорь Николаев регистрировал товарный знак «Выпьем за любовь» и собственное изображение. А Тимати, говорят, пытался превратить в бренд фразу «Ты кто такой? Давай, до свидания». Кроме того под брендом «Тимати стал делать лучше» он производил авторскую парфюмерию, занимался страхованием, коммуникацией и т.д За Ксенией Собчак закреплены товарные знаки «Собчак» и «Осторожно». Три года назад Григорий Лепс патентовал название своей всенародно известной песни в качестве торговой марки «GL ЛЕПС РЮМКА ВОДКИ». Подавал певец от имени ООО «Хлебосольное Подворье Григория Лепса» и заявку на регистрацию товарного знака «Самый лучший день». Под этим брендом он планировал выпускать алкоголь и табачную продукцию. Молодые знаменитости не отстают. Певица Люся Чеботина запатентовала фирменный знак «NABOGATOM», под которым будет продавать украшения из драгоценных камней, часы и пляжную одежду. А звёзды «Слова пацана» Рузиль Минекаев и Леон Кемстач запустили производство снеков и напитков под брендом «Эу, пацан». Тот же самый SHAMAN не так давно зарегистрировал свое сценическое имя для изготовления сувениров, а также одежды и нижнего белья. Теперь же он решил пойти дальше. По словам Ярослава Дронова, как вне сцены зовут певца, зарегистрировать бренд «Я русский» он решил в первую очередь для защиты своей репутации. «Ко мне постоянно обращаются предприниматели и крупные компании с предложениями выпускать ту или иную продукцию под названием «Я русский». За два года песня стала не только хитом, но и настоящим брендом», — объяснил он. Как заверил поклонников Ярослав Дронов, он лишь хочет, как автор и исполнитель песни, иметь возможность защитить свои права. «И, конечно же, никакой водкой «Я русский» спаивать журналистку Собчак и депутата Милонова я не собираюсь Они и без меня сами хорошо с этим справляются, учитывая раздутый на пустом месте скандал», — заявил певец. Пока нашумевшая заявка находится на рассмотрении в Роспатенте. Мнение экспертов Вадим Пономарев, музыкальный критик: «Знаете, я вообще не понимаю, отчего развернулось столько дискуссий вокруг обычного бытового вопроса. Все музыканты регистрируют свои бренды в Роспатенте: название группы, псевдоним артиста (если это не имя по паспорту), логотипы, что угодно. Это общепринятая практика и единственный законный способ защищать свои права от недобросовестных махинаторов. Например, без этого невозможно выпускать футболки, кепки и другой мерч с логотипом артиста, потому что где-то в подворотне сляпают такую же майку в два раза дешевле, но артисту не достанется ни копейки. Фразу «Я русский» придумал, конечно, не Ярослав Дронов, более того, в нулевые годы в узких кругах был такой лозунг у русских националистов. Но в очень узких! Теперь эту фразу знают вообще все, и в этом заслуга именно Ярослава. Почему бы не запатеновать? Можно выпускать те же футболки и кепки. Это будет честно. Когда кричат о том, что он хочет еще водку или пиво под таким названием выпускать, — это от малограмотности. Потому что чаще артисты патентуют категории алкоголя, табака и прочего вовсе не для того, чтобы выпускать его. А наоборот, чтобы никто не мог выпускать алкоголь под таким названием! Это защита личного бренда. Представьте, что где-то в замызганном цеху наладят розлив водки «Полина Гагарина» или бренди «ВИА Гра» ужасного качества и еще кто-то отравится этим пойлом. Какой будет удар по репутации артиста! И доказывай потом, что ты не имел к этому никакого отношения. А вот зачем столько криков об очевидном, я догадываюсь. Одна кремлевская башня, как мне кажется, хочет перехватить контроль над Шаманом у другой, а та сопротивляется. И лучший способ сбить цену: вылить на лучшего молодого артиста страны ушаты грязи, что мы и видим по продажным телеграм-каналам, которые ежедневно как по команде льют грязь. На пустом месте и абсолютно бессмысленно. Но за хорошую мзду». Сергей Жорин, звёздный адвокат: «У товарного знака может быть защита в виде каких-то слов, символов, словесная и изобразительная. Соответственно, что касается возможности регистрации товарного знака «Я русский» в виде защиты словесной, я считаю, что это невозможно зарегистрировать. Потому что это указание на национальность, и никто не может себе указание на национальность присвоить, да и запретить, значит, мне называть себя русским и так далее. А вот какое-то изображение авторское, рисунок скорее всего теоретически можно зарегистрировать. Но тоже как бы далеко не факт. Перед регистрацией, после подачи документов в Роспатент проходит соответствующая экспертиза внутри Роспатента. Специалисты на протяжении определенного времени оценивают законность или незаконность, возможность регистрации товарного знака, после чего выносится соответствующее решение. Это решение можно обжаловать как внутри Роспатента, так и непосредственно в суде. От этого мы и будем отталкиваться в понимании, законно это или незаконно». Посмотрим, как эта будет история развиваться. Ранее на сайте pravda-nn.ru сообщалось, что SHAMAN поделился фотографиями с прогулки по Нижнему Новгороду.

Эксперты прокомментировали решение SHAMAN зарегистрировать бренд «Я русский»
© Нижегородская правда