"Очень ленкомовский спектакль": нового "Гамлета" представили в прозе

"Метафора сегодняшнему человеку"

"Очень ленкомовский спектакль": нового "Гамлета" представили в прозе
© ТАСС

У дома 6 по Малой Дмитровке, созданного когда-то для Купеческого клуба по проекту архитектора Иллариона Иванова-Шица, а сегодня принадлежащего "Ленкому", вечером было многолюдно: за впечатлениями зрители спешили на нового "Гамлета". Несколько раз спросили лишний билетик и у корреспондента ТАСС, который посетил премьеру. Но в этот вечер в зале свободных мест не оказалось.

Прежде "Гамлет" появлялся на ленкомовской сцене лишь дважды. В 1977 году свою версию пьесы представил Андрей Тарковский, а через несколько лет — Глеб Панфилов.

Теперь пришло время "Гамлета" Яковлева. Перед премьерой режиссер рассказал журналистам, что работа над текстом шла долго.

"Изначально было мое желание делать это в прозе, а не в стихотворной форме. Все началось с подстрочника и дальше — три-четыре перевода (я не буду сейчас говорить какие) плюс стилизация. В общем, это авторская версия. <…> Надо ее воспринимать как некую сценическую редакцию по мотивам пьесы "Гамлет", — пояснил режиссер, который также выступил автором инсценировки.

Он отметил, что хотел поднять тему двойственности натуры человека, войны, которая разворачивается в его душе, поговорить со зрителем о том, как сложно искать Бога и одновременно быть разрушителем.

"У человека всегда есть выбор, но почему-то мы всегда делаем выбор, не учась на своих ошибках", — констатировал постановщик.

Он назвал Гамлета метафорой сегодняшнему человеку.

Актеры и их герои

Оркестр расположился на своих местах, открылся занавес. Перед зрителями в голубой дымке предстали 12 человек. Лица 11 из них скрыты вуалью, и лишь главный герой — в солнечных очках.

Бытует мнение, что режиссер берется за эту пьесу Шекспира, когда находит в среде актеров своего Гамлета. В беседе с корреспондентом ТАСС Антон Яковлев подтвердил эту гипотезу. Он объяснил, что предложил роль Антону Шагину, поскольку считает важным, помимо актерского мастерства, его человеческие качества. "Он сегодняшний герой. Это человек, который может ассоциироваться с сегодняшним Гамлетом. Очень точное попадание именно в том, что Антон — как пульс времени. Для меня были важны не только его актерские достоинства, но и человеческая, вся внутренняя структура, его поиск, его неравнодушие, его острота — человеческая и актерская", — сказал режиссер.

Для самого Шагина это уже вторая роль Гамлета. Первым опытом был студенческий дипломный спектакль в Школе-студии МХАТ. Отвечая на вопрос, мечтал ли он об этой роли, актер признался, что, хотя и "закрыл эту тему" еще в студенчестве, с предложением Яковлева желание воплотить на сцене этого персонажа возникло вновь.

Шагин задается вопросом, как в Гамлете может соединяться вера в Бога и зло. "Как можно верить в Бога и совершать зло, совершать убийство? Как это сочетание может соединяться в одном человеке, который за справедливость, за правду и одновременно совершает страшные поступки?" — вопрошает актер.

Внимание зрителя обращает на себя и другой центральный персонаж пьесы. Как и на Гамлете, очки позднее появятся на Офелии. Как пояснила заслуженная артистка РФ Алла Юганова, которая играет эту роль, ее героиня хочет "приблизиться к Гамлету", поэтому очки, но с одним выбитым стеклом, надевает и она. "Это очень по-офельски", — говорит актриса.

В спектакле Офелия — свободная, сумасбродная. Как говорит Юганова, это человек природы, который живет в своих иллюзиях, у нее своя фантасмагория. "Она не может принять реальность такой, какой она предстает для всех. У нее совершенно свое видение, своя болезнь", — добавила актриса.

Сюжет начинается с объявления Клавдием о женитьбе на Гертруде. "Не будем в этом умысел искать", — говорит он. Гамлет не понимает и не принимает решение дяди и матери.

Роль Клавдия исполняют в разных составах народный артист РФ Виктор Раков и заслуженный артист Максим Аверин.

Для Аверина роль Клавдия стала первой в качестве артиста "Ленкома". Отвечая на вопрос, считает ли он себя адвокатом для своего персонажа, актер признался, что не очень верит в систему "плохой — хороший человек". "Мне кажется, любой человек соткан из разных и недостатков, и достоинств. Другой вопрос — как он с этим справляется", — добавил Аверин.

Гертруду играет народная артистка Анна Якунина. Актриса отмечает, что на подмостках есть различные трактовки образа королевы, но ее Гертруда — все же любящая мать.

"В моей версии — любит. Другой вопрос — через что это проходит, какая у нее правда, какая у него правда. Тут у каждого своя правда. В итоге эта история мести наносит ущерб им всем. Она, конечно, его любит, она мать. <…> Здесь больше любовь сквозь болезнь", — сказала актриса.

О форме и стилистике

В этой постановке герои танцуют, двигаются в такт музыке, в такт друг другу, зеркаля партнера, пытаясь быть с ним на одной волне.

Декорации выдержаны в монохромной палитре, но благодаря свету становятся то теплыми, то холодными. Порой Гамлет остается в теплом свете, а остальные герои на сцене — в холодной дымке. Но есть и яркие цвета: несколько красных стульев и красная веревка, которую принц датский протягивает через всю сцену, читая легендарный монолог "Быть или не быть".

Над головами и за спинами артистов — стена с блестящими кругами. Костюмы под стать декорациям придумала Тамара Эшба. Наряды сценические, но вполне современные или вне времени: пиджак, брюки со стрелками — у Клавдия, белое платье с черным жакетом — у Офелии, практически будничный кардиган серого цвета и кроссовки — у Гамлета.

"Я всегда ищу, особенно в последнее время, яркую, неожиданную форму в стилистике фантастического реализма, когда существует и пластика, и музыка (особенно если это живой звук), и драма актерская, когда в этом существует компиляция разных жанров — и пластического, и музыкального. На мой взгляд, этот симбиоз дает современный взгляд на "Гамлета", на эту пьесу", — сказал Яковлев.

Существование в стилистике фантастического реализма Аверин назвал новым для себя опытом. "Я еще такого не играл, но все то, что новое, всегда любопытно и интересно", — сказал он.

Народный артист России Иван Агапов, который играет Полония (в другом составе — народный артист Владимир Юматов), в свою очередь, отметил, что "Ленком" всегда исповедовал фантастический реализм, а актерская профессия — соответствовать замыслу режиссера.

"Слова хорошие, мысли хорошие, сюжет — гениальный", — сказал актер о пьесе, отметив, что доказательством этому служит тот факт, что она не сходит с подмостков уже не один век.

"Это настоящий "Ленком"

Спектакль идет более трех часов с одним антрактом. Зрители премьеры в разговоре с ТАСС назвали его очень ленкомовской постановкой. "Реально кажется — очень ленкомовский спектакль. Довольно давно не было таких. И очень здорово, что он современный. Пришел со следующим поколением — с 14-летним сыном, который сидит, открыв рот. Это показатель", — сказал глава компании Bosco Михаил Куснирович.

Под впечатлением от премьеры остался и художественный руководитель Театра сатиры и Театра на Малой Ордынке, народный артист РФ Евгений Герасимов. "Это настоящий "Ленком", это потрясающий "Гамлет", он современный, он живой, по большому счету, нам таких спектаклей не хватает", — сказал Герасимов.

Он добавил, что восхищается игрой актеров. "Они все играют в замысле режиссера", — отметил народный артист.

Руководитель театрального проекта — заслуженный деятель искусств РФ, директор театра Марк Варшавер обратил внимание, что по стране идет множество спектаклей по этой пьесе Шекспира, есть даже "Гамлеты" без Гамлета, но в "Ленкоме" остались верны шекспировскому тексту.

"Я сегодня очень счастливый человек, потому что сегодня родилась еще одна премьера нашего театра", — сказал директор, обращаясь к зрителям.

Когда артисты вышли на поклон, зал аплодировал стоя около семи минут.

В "Ленкоме" идет еще одна постановка Антона Яковлева — "Последний поезд". Как сообщил Варшавер, у театра есть планы и на дальнейшую работу с режиссером.

Премьерные показы "Гамлета" пройдут также 16 и 29 октября.

Оксана Арефьева, Ольга Свистунова