«Никто меня не закопал»: Разин о Пугачевой, Шатунове и SHAMAN

Музыкальный продюсер Степан Разин работал в 1990-х с группами «Мираж», «Каролина», «Божья коровка», певцом Ромой Жуковым и многими другими культовыми артистами того времени. На организованном им мероприятии впервые выступил Валерий Меладзе. Позже Разин сотрудничал с певцом Сергеем Трофимовым и Еленой Ваенгой. Скучает ли на самом деле зритель по Алле Пугачевой и песням Сердючки, востребована ли сейчас Аллегрова — в эксклюзивном интервью NEWS.ru с продюсером.

Правда ли, что Пугачева решала все в шоу-бизнесе 1990-х

— Какая забавная история у вас связана с Пугачевой?

— В 1990-х я выпускал собственную газету, которая называлась «МУЗОН». Мои корреспонденты написали что-то об Алле Борисовне — якобы у нее голос прокуренный, садится, — и ей не понравилось. Вечером на домашний телефон позвонили, из трубки полетели маты: «Такой-сякой Разин, срочно убери эту заметку, если не уберешь, я тебя закопаю». А как я уберу, если газета уже в продаже?! Пытался что-то объяснить. Но она не желала слушать. Прокричалась и трубку бросила. Никто меня не закопал, как видите. Видимо, ей надо было просто выпустить пар.

— Многие говорят, что в то время Пугачева была главной фигурой российского шоу-бизнеса, дружила в том числе с бандитами. Это правда?

— Она, безусловно, была влиятельным человеком. Если вопрос входил в сферу ее интересов, то могла подъехать и решить. И с чиновниками, и, как вы выразились, с бандитами. Но она точно не контролировала весь шоу-бизнес. У нее не было бы времени на это и, главное, мотивации.

— Некоторые исполнители сейчас обвиняют Пугачеву, что она якобы закрыла им путь на сцену.

— Это один из самых удобных способов оправдать собственные неудачи. Если у артиста музыка была реально хорошая и из каждого утюга звучала, то никакая Пугачева не могла помешать пробиться ни песням, ни их исполнителю.

«Меладзе был совсем в лохмотьях»

— Впервые я услышал его фамилию в начале 1990-х от продюсера Евгения Фридлянда. Он мне говорил: «У меня приятель-композитор живет в Николаеве, его зовут Костя Меладзе. Езжай туда, он за месяц тебе альбом напишет. Талантливейший парень!» Таким образом он старался продвинуть Меладзе-старшего. Но никто из нашего цеха не хотел ехать из Москвы в этот Николаев.

Первая моя встреча с Валерой Меладзе вышла достаточно забавной. Презентация газеты проходила в «Арлекино», это был первый ночной клуб и казино в Москве, культовое место. За полчаса до начала мероприятия ко мне подошел администратор: «Можно у вас на презентации выступит один артист от нас? Его зовут Валера Меладзе». Я не возражал: «Ну пусть пару песен споет».

Через несколько минут администратор снова подходит ко мне: «А можно у вашего танцора взять рубашку? А то Валере выступать не в чем, он совсем в лохмотьях». Я дал одну из рубашек танцора.

— Сейчас ваше отношение к Меладзе изменилось?

— С точки зрения творчества отношение не меняется. Он поет хорошие песни. И дуэты с группой «ВИА Гра» были интересные. И Полина Гагарина состоялась как артистка на песнях Кости Меладзе.

Было много ярких, интересных украинских артистов. Та же Сердючка, такой персонаж одесский, а-ля Жванецкий в юбке, комик-стендапер. Лобода — трудяга, классно и очень качественно работает. Сейчас наши многие девчонки-артистки пытаются повторить ее успех. Но не получается. Асти не удалось ее заменить — амплуа не то. Лобода же царица, доминанта, она рулит. А Асти — плакса, «спасите-помогите», именно по сценическому образу.

Чеботина — милая девочка. И сочиняет музыку сама, по-композиторски интересно, но она пока без идеи. А такие ошибки быстро приводят к потере интереса у зрителя. Что касается моего человеческого отношения сегодня к украинским артистам, то это сложный вопрос.

— Ждут ли зрители, на ваш взгляд, возвращения Пугачевой или Меладзе на российскую сцену?

— Нет, конечно. Сейчас вообще мало кто кого ждет. Время в стране непростое. СВО, санкции, соцсети блокируют... В этой парадигме вопросов еще думать о Пугачевой и о Меладзе?! Какой-то, может быть, контингент есть, гадают, вернутся или нет. Но в целом всем плевать. Жизнь дальше течет.

«Бузова — не артист, а социальное явление»

— Почему сейчас высок интерес к музыке 1990-х? Вот и ваш новый артист Максим Аршавин исполняет песни в этом стиле.

— Песни 1990-х хорошие. Почему нравились произведения того же автора хитов «Ласкового мая» Сережи Кузнецова? Есть глубина в этих произведениях, поэзия, драматургия. И искреннее исполнение Шатунова: мальчик из детдома, нет родителей. «Белые розы — беззащитны шипы», если бы спел сытый благополучный ребенок, не возникло бы такого эффекта. Сейчас особенно высок запрос на «настоящность», искренность, чистые эмоции. И музыка 1990-х все это в себе содержит. А современная — нет.

К примеру, Бузова ведь не артист. Скорее это социальное явление, зеркальное отражение интересов и вкусов общества. Она в меру «народная» и свойская, в меру наглая и вежливая, в меру жена и в меру любовница, постоянная интрига. В общем, все как мы любим. Но, куда бы ни приезжала, на нее валят толпы народа. Потому что люди видят в ней себя.

Так же блогеры — это никакие не музыканты. Их произведения не музыка, по сути. Некий саундтрек к социальной личности. Но русский слушатель ищет гармонии, эмоции, духовные состояния. Блогерская музыка не отвечает этим требованиям. Потому запрос на «настоящность» и складывается. Почему нравились песни Кости Меладзе? Потому что настоящие, это и есть искусство.

«Разин ходил всюду с чемоданчиком, набитым пачками денег»

— Вы знакомы с продюсером «Ласкового мая» и вашим однофамильцем Андреем Разиным?

— Да. Рома Жуков познакомил нас в начале 1990-х на гастролях в Одессе. Представил меня: «Андрей, познакомься, это Степан. А знаешь, какая у него фамилия?» «Ну не Разин же, надеюсь?» — ответил Андрей Разин. «Именно Разин», — сказал Рома. Андрей матюкнулся и потребовал показать ему мой паспорт. Я показал. Он назвал меня нецензурным словом. Это была его обычная манера. Если дашь отпор, переведет в шутку. А если стушуешься, то еще больше поднаедет. Мы были вместе в туре по Казахстану, потом в Белоруссии...

Он нагло общался и с чиновниками: «Алло! Министра культуры Целинограда мне! Это Андрей Разин, студия „Ласковый май“! Чтобы приехал сюда! Сейчас я вам устрою!» Он был богатым, вкладывал деньги в бизнесы. Ходил всюду с чемоданчиком, набитым пачками денег.

— Поклонницы Шатунова считают Разина злым гением «Ласкового мая». Согласны с ними?

— Он сделал немало для группы. Да, такая классная музыка и сама пробилась бы. Но и Разин приложил много сил. Был энергичным, шустрым, в чем-то аферистом. Вокруг проекта постоянно витал шлейф скандала.

Был ли злым гением? А в чем? Песни пытался забрать? Это произошло позже. Когда уже не хотел отпускать, а песни продолжали приносить деньги. Если продюсер говорит артистам: «Это я вам все сделал (принес популярность. — NEWS.ru), а то сидели бы никому не известные», — он убежден, что так оно и есть.

Почему Аллегрову нельзя назвать востребованным исполнителем

— Вы продюсировали многих известных исполнителей. Каким должен быть артист, чтобы вы им заинтересовались?

— Нужна уникальность. Что-то, что не как у всех. Как с Леной Ваенгой, которая в момент начала нашего сотрудничества была никому не известной исполнительницей. Мне передали от нее кассету с записанными 150 кусочками даже не песен, а напевочек. «Я свинка по имени Леночка, живу я в грязной луже. Живу я в луже и ем навоз, и мне никто не нужен». Точка. Следующая напевочка: «Зачем Буратино такой длинный нос, меня терзает один вопрос. И зачем ей деревянный муж, потом подумала: какая же в голову лезет мне чушь».

Вот это была тогдашняя Лена Ваенга. Потом вдруг в какой-то напевочке прорезается глубокая лирика. То смех, то слезы, смена настроения... Она точно не понимала, что творила... А ты как продюсер постоянно ищешь самую яркую грань бриллианта каждого артиста. Ведь индивидуальность нужно показывать с самой выгодной и понятной для зрителей стороны.

— Кого из современных исполнителей вы бы назвали самым востребованным?

— Те, кому больше всего платят. Аллегрова запросила 16 миллионов за выступление? Скорее всего, это разовая акция, а заказчику нужна именно Аллегрова. Но я бы не назвал ее даже действующим игроком. Она не пишет песни, не выпускает новинки, не участвует в активной жизни шоу-бизнеса, так, зарабатывает на старой популярности. Как и Юрий Антонов.

А вот из действующих исполнителей, пожалуй, Баста самый успешный. Он научился монетизировать свое творчество через любой вид контента: и концерты, и ресторанный бизнес, и реклама, и блоги, и так далее. И спрос на него и его творчество очень высок уже долгое время. Качество и интеллект его творческого продукта по-прежнему очень высоки. Также «Руки Вверх!» продолжают собирать стадионы. Это очень круто. Тем самым подтверждают тенденцию к моде на 1990-е.

— Что скажете о SHAMAN?

— Прекрасный голос, замечательно поет. Но он вне шоу-бизнеса. Он отвечает духу нашего времени. Скажем, если бы он исполнил «Я русский» в 2008-м, это выглядело бы как минимум странным. А вот в 2022-м стало уместным: появляется человек с прекрасным голосом. Молодой, идейный, музыкальный. Даже мне было приятно как слушателю, испытывал внутреннюю гордость, я же тоже русский. Думал: вот красавчик, молодец, очень качественный носитель патриотизма. При этом он же поет еще и про любовь, но вы сейчас можете вспомнить эти песни? Вот и я не могу.

Читайте также:

«Сатанинский смех»: Поплавская осудила Лолиту за песню Моргенштерна

«Будет отыгрываться»: продюсер предсказал завышение цен на концерты Меладзе

«Артист мирового уровня»: продюсер объяснил космический гонорар Аллегровой

Семья Шатунова добилась исключительных прав на песни покойного артиста

Разин рассказал о сходстве между Шатуновым и SHAMAN