«Некоторые музеи в Москве мечтают о такой посещаемости». Как Дом Вахтангова изменил культурную жизнь Владикавказа
Со дня открытия Дома Вахтангова прошел год. За это время не только подросла сирень — любимые цветы знаменитого режиссера, которые артисты-вахтанговцы высадили у дома на Армянской, — но и состоялось немало выступлений на сцене арт-кафе.
Чем жил Дом Вахтангова после открытия, как изменился культурный ландшафт Владикавказа и какие впереди планы, рассказали директор Государственного академического театра им. Е.Б. Вахтангова Кирилл Крок и помощник директора Дома Вахтангова по творческим вопросам Мадина Атаева.
Воспитание театральной культуры
— Кирилл Игоревич, что, на ваш взгляд, значит Дом Вахтангова для республики?
— Мне нравится, что Дом Вахтангова задает тренд всей отрасли культуры в республике, что мы показываем, как должно быть в столице, в том числе во Владикавказе. Терминалы на входе в музеи, буфеты, опрятные афиши и то, что если спектакль уже начался, в зал заходить нельзя, — так должна воспитываться театральная культура.
Я хочу, чтобы учреждения Владикавказа поняли, что существовать сегодня так же, как 25 лет назад, невозможно: мир вокруг нас поменялся. Если говорить об экономике, могу привести конкретные цифры — это никакой не секрет. Мы получили субсидию Министерства культуры РФ на содержание Дома Вахтангова — 19 млн, а заработали за полгода почти 14 млн рублей.
Дом экономически эффективен. В день сюда приходит по 40−50 человек. Маленькие музеи в Москве только мечтают о такой посещаемости.
— Как сохранить баланс между тем, что учреждение культуры должно приносить прибыль и одновременно держать высокую художественную планку?
— Не прибыль. Учреждение культуры должно зарабатывать, чтобы люди получали достойную зарплату и деньги вкладывались в дальнейшее развитие. И мне очень радостно, что средняя зарплата в доме Вахтангова выше, чем по республике. И это не потому, что из Москвы на нас кто-то посыпал золотой дождь, просто мы работаем: в месяц здесь проходит по 20 мероприятий — и на них аншлаг.
Некоторые говорят: понятно, аншлаг, Марию Аронову привезли. Но Аронова бывает раз в полгода. Откройте афишу и посмотрите, кто выступает — в основном местные творческие коллективы. Из Москвы артисты приезжают только три-четыре раза в месяц, а всех остальных мы находим здесь. И этот формат востребован.
Совершенно новые форматы
— Мадина Эльбрусовна, какие из этого большого количества мероприятий вы бы отметили в качестве главных?
— Сложно выделить основные. С большинством артистов мы знакомились впервые, но были и встречи со всенародно любимыми Евгением Князевым, Ириной Купченко, Александром Олешко, с Михаилом Васьковым с программой «Вахтанговские байки», с вахтанговцами — Людмилой Максаковой, Мариной Есипенко и многими другими.
К нам приезжают и друзья театра им. Вахтангова. Певец из французского Конго — Арсен Мукенди, буквально открытие последних месяцев. Он влюбил в себя Владикавказ бешеным темпераментом, взорвал каждую клеточку зрительского внимания. Надо было видеть, что творилось в Доме Вахтангова во время его выступления.
У нас также выделилось целое направление — вечера джазовой музыки. Хедлайнером выступил петербургский мультиинструменталист Юрий Бедрак. Музыкант практически каждый месяц привозит в Дом Вахтангова своих коллег с совершенно новым и интересным для нас форматом — концерт-talk (концерт-лекция).
Блистательно прошли программы «Сто лет саксофона в джазе», где музыканты не только рассказали, но и музыкально проиллюстрировали знаменитые джазовые произведения. Выступал бесподобный Константин Хазанович, с успехом прошла программа кубинского джазового музыканта Хуана Орландиса. В октябре мы ждем его коллег из Бразилии.
— Выступления на сцене арт-кафе Дома Вахтангова молодых артистов — это еще одно важное направление?
— Да. Мы сотрудничаем с факультетом искусств Северо-Осетинского государственного университета. Выступают и совсем юные артисты: 19-летняя Дана Ревазова представила свой поэтический моноспектакль «О чем говорят картины», посвященный выдающимся деятелям осетинской культуры. Блистала и 14-летняя Николь Плиева со своими вечерами поэзии.
Откровением стали для нас три вокальных вечера звезды мировой оперной сцены, неповторимой Вероники Джиоевой. Несмотря на высокую для нашего города стоимость билетов, 80% из них на все три вечера были раскуплены в первый же день.
В планах — гастротеатр с блюдами семьи Вахтанговых
— Кирилл Игоревич, какие планы у Дома?
— В следующем сезоне продолжим развиваться как мультижанровая и мультикультурная площадка. В репертуар уже включен аудиоспектакль-променад «Вахтангов: дорогами юности». Зрителям предлагается пройти по местам, связанным с жизнью Евгения Вахтангова и его семьи во Владикавказе. Проделана большая научная и историческая работа, записана история становления Вахтангова, его отношений с отцом и с матерью.
Сейчас также работаем над организацией гастрономического театра. В Москве у нас есть, например, обед с Львом Толстым — блюда готовятся по его поваренной книге. Открою секрет: мы нашли несколько рецептов семьи Вахтанговых и хотим сделать обед в Доме Вахтангова. Но это все впереди, так как проект требует подготовки: нам нужно найти партнеров, поваров, которые будут качественно готовить строго по рецептуре.
— А уже известно, кто из вахтанговцев приедет во Владикавказ в новом сезоне?
В сентябре приедет Нонна Гришаева на два творческих вечера, в октябре — на три вечера Саша Олешко, то есть потихоньку будем наших артистов привлекать к тому, чтобы они приехали в дом Вахтангова.
— Мадина Эльбрусовна, а как бы вы подвели общий итог года работы Дома Вахтангова?
— Жанровый охват арт-кафе очень широк, здесь выступают самые разные исполнители. Их не смущает, что у нас не такое большое количество посадочных мест, что делает нашу площадку не столь коммерчески привлекательной. Понятно, что для артиста сыграть программу на зал в 500 человек гораздо рентабельнее, чем на 50, но высокий статус седьмой сцены театра им. Вахтангова поднимает планку, и мне очень приятно, что интерес к нашей сцене не ослабевает.